Посол Литвы в Беларуси: «Бизнесмены живут в интересном времени»

Посол Литвы в Беларуси Эвалдас Игнатавичюс рассказал «ВГ», когда дорога из Минска в Вильнюс будет занимать два часа, как разгрузят погранпереходы, сколько белорусов устремилось в Литву, сколько средств выделено ЕС на программы приграничного сотрудничества и о председательстве в ЕС.

Фото Леонида Щеглова

Господин посол, что значит для вашей страны председательство в Совете министров ЕС? И на что может рассчитывать Беларусь?

— 20 лет после обретения независимости Литва председательствует в такой важной структуре. Конечно, это большой вызов и нагрузка для нашей государственной службы, политиков. За полгода нашего председательства в Литве будут организованы около 300, а в Европейском союзе — более 3 тысяч мероприятий. Уже много встреч прошло, как формальных, так и нет. На них рассматриваются серьезные вопросы. Только что подтвержден новый бюджет Евросоюза на 2014–2020 годы. ЕС пытается оздоровить экономику, создать гарантии финансового роста, которые позволят избежать повторения кризиса. И Литва, как председатель в ЕС, старается показать своим примером, как это сделать. Я считаю, мы успешно преодолели кризис 2009 года. Сейчас ежегодно прирастаем на 3–4%. Это хороший пример для других государств.
Что значит наше председательство для соседей? Пройдет много мероприятий, касающихся интересных тем и для Беларуси: по части экономики, новых технологий, IТ-сектора, транспорта и логистики.

Что это значит для приграничного гродненского региона?

— Что касается важных для гродненского региона тем — это реализация совместного проекта приграничного сотрудничества «Литва—Латвия—Беларусь». До конца 2013 года он получит финансовую поддержку в размере 47 млн евро. В перспективе средств будет еще больше. Программы разные — начиная от модернизации погранпереходов, проектов по образованию, культуре, туризму и других. Очень серьезные проекты реализуются пограничными регионами Литвы, Латвии и Беларуси. Они полезны не только тем, что регионы получают дополнительные средства, но благодаря сотрудничеству преодолевают границу, которая до сих пор нас разделяет.

Кстати, на днях проходила встреча министров транспорта ЕС и стран Восточного партнерства. На ней обсуждалось много общих для Беларуси и Литвы тем: транспортные коридоры, модернизация транспортной инфраструктуры.

Достигнуты ли конкретные договоренности?

— Есть намерение создать список приоритетных проектов ЕС и стран Восточного партнерства (Беларусь—Украина—Молдова, кавказскиe страны). Много внимания уделили теме коридора «восток — запад», который проходит через Россию к Китаю. У нас уже есть хорошие примеры такого сотрудничества, например поезда «Викинг», Клайпеда—Одесса, которые идут через Беларусь, другие контейнерные маршруты. Кроме того, существует проект модернизации нашей железной дороги, сокращения пути следования поезда между Минском и Вильнюсом.

Каким образом планируется сократить время поездки в Вильнюс?
— Реализация конкретных планов по ускорению этого поезда (чтобы можно было заехать за 2 часа из одной столицы в другую) намечена на 2015 год. Проблему ожидания пограничной проверки на железнодорожном вокзале в Вильнюсе планируем решить увеличением числа окошек для граждан. Будем надеяться, что и на других погранпереходах будет сокращаться время оформления документов. Например, к 2015 году увеличится в два раза пропускная способность погранперехода «Каменный Лог». Соответственно, будет улучшаться ситуация и в других пунктах пропуска. Сегодня существует стратегия их развития. Вкладываются деньги, но пока потребность поездок значительно превышает возможности наших погранпереходов. Например, известно, что потребность граждан при пересечении границы превышает возможности «Каменного Лога» в 4 раза.

Если говорить о возросшей активности, то какова динамика выдачи белорусским гражданам виз за последние годы?

— Прошлый год оказался особенно динамичным. Рост по сравнению с 2011 годом был на 40%, количество выданных виз в Минске и Гродно составило около 200 тысяч. В этом году мы прибавили еще на 20%. Только за 9 месяцев текущего года выдали 160 тысяч виз (в прошлом сентябре их было 130 тысяч). Думаем, к концу года перешагнуть рубеж в 200 тысяч. Рост посещающих Литву белорусских граждан растет в аналогичных пропорциях. В прошлом году Литву посетили около 400 тысяч белорусских граждан, число пересечений границы составило миллион.

Как литовский бизнес оценивает инвестиционный климат в нашей стране?

— В основном позитивно. Только за несколько месяцев после проходившего в Клайпеде литовско-белорусского экономического форума были хорошие моменты, связанные с литовскими инвестициями. Например, в Могилевской СЭЗ открылись два предприятия, производящие мебель для IKEA. Это более 100 млн евро инвестиций. В Гродненской области намечается похожее событие — открытие литовских предприятий группы компаний ARVI по производству мяса индейки. Есть и другие планы наших предпринимателей, касающиеся развития торговых сетей в Гродненской области. Здесь они видят много возможностей.

Многие литовские предприниматели приходят в Беларусь с перспективой развития своего бизнеса и экспорта в другие государства Таможенного союза — Россию и Казахстан. Таким образом, можно констатировать появление интересного связующего звена между Востоком и Западом: Литва как член ЕС, Беларусь как член Таможенного союза, участник программы Восточного партнерства. Так что наши бизнесмены живут в интересном времени, стараются пользоваться теми возможностями, которые открываются перед ними.

 

Читайте также:

После реконструкции «Привалки» пешеходам придется пройти два километра от ближайшей парковки до границы

Литва предложила плавать из Гродно в Друскининкай без пограничных формальностей

В Клайпеде белорусы могут купить еще один терминал порта