700 евро за манную кашу, или Почему в Гродно не открывают частные детские сады

В Гродно уже год предлагают создать частный детский сад, но желающих не находится. Пока удается заинтересовать только многодетных мам, которые соглашаются оформить у себя на дому детские сады семейного типа.

Чтобы открыться, нужно полмиллиона евро

В Беларуси платные детские сады появились больше десяти лет назад. Несколько раз сотрудники управления образования Гродненского облисполкома встречались с владельцами центров дошкольного развития. Однако наши предприниматели не спешат открывать коммерческие сады. Первое, что их останавливает — жесткие требования санитарных и пожарных служб к помещению детского сада: там должна быть отдельная игровая площадка и условия для приготовления пищи.

 — Сейчас предлагаем частникам здание бывшего ясли-сада на улице Василька. Такой вариант идеален, однако помещение нужно отремонтировать, а значит, вложить деньги, — говорит главный специалист отдела общего среднего образования и дошкольного воспитания Гродненского облисполкома Светлана Федорцова. — Как правило, в среднем в частном детском саду платят 400–700 евро в месяц. Неизвестно, найдутся ли в Гродно желающие. В обычном государственном учреждении цены ниже, да еще и выплачивают до 60% стоимости питания.

Многие предприниматели опасаются, что этот бизнес может быть невыгодным: ведь оплатить из своего кармана нужно не только книжки и игрушки, но и коммунальные услуги, и зарплату воспитателей.

— У нас нет таких денег, чтобы открыть частный сад. Арендовать помещение — не выход. Если покупать — с учетом мебели и оборудования нужно не меньше 500 тысяч евро. К тому же в Гродно не так много родителей, которые станут водить малышей в платный садик, — высказала свое мнение директор центр-студии «Семь гномов» Татьяна Селина.

Мамы готовы открыть детский сад в квартире

В Гродненской области два детских сада семейного типа. Обучение в них бесплатное, ведь садики являются филиалами государственных. Рассчитаны они на небольшое количество детей и недолгое пребывание — от 2 до 7 часов. Как правило, открываются группы в коттеджах или квартирах, а воспитателям становится хозяйка дома. Она смотрит за детьми, проводит с ними занятия и получает за это зарплату. Однако есть исключения. В Щучине садик находится в отдельном крыле общежития сельскохозяйственного лицея, в деревне Сосновка Сморгонского района — в бывшем здании детского сада, где с детьми занимаются подготовленные воспитатели. В прошлом году принять у себя в коттедже детишек согласилась многодетная мама из Сморгони. В сентябре садик закрыли — в ближайших учреждениях появились свободные места.

Открыть детский сад семейного типа в Гродно тоже непросто. По нормативам они могут находиться только на первых этажах многоквартирных домов. Здесь также должны быть отдельные входы и выходы, система звукоизоляции и гидроизоляции, оборудованная игровая площадка для прогулок.

— Одна мама-педагог согласилась принять у себя детишек, однако она жила на третьем этаже, что не соответствует нормам, — отметила Светлана Федорцова.

«Наши дети знают, что такое Кипр и Дубай»

В Минске более десяти частных детских садов, первые из них открылись около пятнадцати лет назад. Плата за месяц пребывания ребенка здесь — от 400 до 1 000 евро. Родители считают, что цена хоть и высока, но себя оправдывает.

 — У дочки здесь свое окружение: она видела Кипр и Дубай, знает, что означает «яблоко» на телефоне. Думаю, в государственном саду она не нашла бы себе единомышленников, — считает Виталий, один из родителей.

Собеседник полагает, что цена, которую он платит в месяц (700 евро), завышена: «За такие деньги хочется большего: например, такие продукты в меню, как телятина или индейка. Также неплохо было бы получать по электронной почте фотоотчеты: что мой ребенок ел, чем он занимался».

В саду, который посещает ребенок Виталия, много дошколят из обеспеченных семей. Из «солидных» клиентов — дети дипломатов, тренера сборной по футболу и гандболу. Много малышей эмигрантов: родители из Германии, Канады, Америки оставляют своих чад у белорусских бабушек на лето. Однако собеседник отметил, что этот детский сад посещают и малыши из семей среднего достатка: «Конечно, их родители работают не на заводе, но приезжают сюда на машинах стоимостью меньше 20 тысяч долларов». Он также отметил, что иногда администрация сада идет навстречу клиентам и делает скидку.

Что выбирают родители

Мы решили посмотреть, за что выбирают родители платный детский сад. Вот один из них, находится в центре Минска среди обычных многоэтажек. Владелица арендует один из корпусов государственного сада.

— Ничего необычного в нашем садике не увидите: у нас нет евроремонта и изысканного меню, — предупредила меня директор частного детского сада Светлана Кушлянская.

Действительно, внутри здания — знакомый интерьер из детства: деревянные шкафчики, стульчики и обои на стене. Из «наворотов» — домофон у входа. Директор детского сада считает, что внешний лоск — не главное: ставку делают на индивидуальное обучение и маленькие группы:

— Купить новый стульчик дешевле, чем найти опытного педагога. Сократ и вовсе на ступеньках учился.

В недельном расписании ребенка — больше десяти уроков. Детей с двух лет учат читать, разговаривать на английском, играть на фортепиано и заниматься бальными танцами. На каждое занятие — отдельный педагог: инструктор по плаванию, хореограф, дизайнер, учитель английского, преподаватель фортепиано и компьютерной грамотности.

Питание ничем не отличается от еды в государственном саде — каши, супы, оладьи. Правда, сотрудники говорят, что у них есть возможность чаще покупать фрукты или готовить по индивидуальному меню: «Есть дети мусульман, которые не едят свинину, и кришнаитов, которые питаются исключительно растительной пищей. Для них мы заменяем продукты».

Закрыть группы — потерять квартиру

— То, что в Гродно нет желающих — неудивительно, — полагает директор частного детского сада «Давайте расти» Светлана Кушлянская. — Бизнес держится на энтузиастах. Хотя в Минске, наоборот, этот процесс нужно сдерживать: наряду с частными учреждениями появляются нелегальные детские сады в коттеджах. А ведь помещение — главное составляющее. Сад не может располагаться в квартире или в частном доме.

Светлана открыла садик четырнадцать лет назад. Тогда никто не слышал о коммерческих детских садах и многие чиновники были настроены категорично. Она считает, что ей, встретившей понимание, просто повезло.

Свой детский сад — это постоянные расходы: аренда и коммунальные услуги часто дорожают, к тому же владельцы платят налоги как коммерческая организация. Собеседница также считает, что коммерческие учреждения контролируются жестче, чем государственные: «Требуют купить стаканчики для полоскания рта или новый шкаф, к государственным относятся более лояльно. Раньше при плановых проверках интересовались более глубокими вопросами о методиках образования».

Есть у частных садов и другая проблема — всё больше обеспеченных клиентов уезжают из страны. К слову, сами владельцы считают, что и обратной дороги в этом бизнесе нет. Открыть частный детский сад непросто, а закрыть — еще сложнее: убытки перекроют стоимость квартиры.

 

Фото из архива минского детского сада