Обаяние приморского обмана, или Как «разводят» туристов в Крыму

Медовая пахлава пропитана маслом и сахаром. Кукуруза — с водой и солью, вино домашнее разливное — живой краситель, креветки, а если точнее, черноморский криль длиной с ноготь… Денежки туристов на курортах сливаются в золотые реки, которые поделены между братками и приближенными к важным персонам задолго до того, как уйдут из праздных кошельков.

 

 

В Крыму продолжается высокий сезон, так что еще не поздно узнать основные способы «развода», которые практикуются на украинской жемчужине. В этом году курсирует целый поезд Гродно — Феодосия, и мы выбрали направление — Юго-Восточный Крым.

 

Вас обманули еще до приезда

Поезд Гродно — Феодосия по какому-то странному умыслу прибывает на место в третьем часу ночи. Для дикарей поиск жилья может превратиться в дорогостоящее приключение. Таксисты могут специально показать сначала либо слишком убогие, либо супердорогие квартиры, чтобы поездить с клиентом. Средние цены на жилье в августе — от 10 долларов с человека за комнату и от 40 — за всю однокомнатную квартиру.

По интернету в Судаке нашли и заказали пансионат Александр и Татьяна из Гродно. С ребенком на троих, не считая проезда, заплатили за 10 дней полторы тысячи долларов, но предусмотрено трехразовое питание. Из Феодосии до Судака добирались на такси: просили 100, но выторговали за 80 долларов. Номера оказались отремонтированными, с телевизором, без кондиционера. Готовить самостоятельно нельзя. Главное условие — собственный пляж отеля — оказалось мифом. На море семья попадала после обеда. Иначе пришлось бы вставать в шесть утра, чтобы занять место на общественном пляже.

— Мы знали, что в Судаке берег узкий, поэтому выбрали пансионат, где было заявлено, что у отеля имеется пляж. На деле пришлось ходить на общий. По соседству с нами жила семья из Харькова. Муж вставал в шесть утра, шел на море, раскладывал подстилку и ждал, когда придет жена с ребенком. Затем возвращался в отель и спал до обеда. Мы не хотели так отдыхать, поэтому до обеда загорали и купались в пресном бассейне в пансионате. И только после четырех шли на пляж, — рассказала Татьяна.

Возле моря интересная картина: половина пространства заставлена пустыми лежаками, а вокруг теснота, люди с подстилками борются за места. Шезлонг стоит в Судаке 15 гривен час (примерно 15 тысяч белорусских рублей) и 60 гривен за день. Если на троих, получается нужно отдать 50 долларов за день. В Феодосии шезлонг — 10 гривен час и 50 за день, на песчаных пляжах берут сразу 30 гривен за день, и всё.

— Если бы не бассейн и не удивительно красивые места вокруг, мы бы с сожалением вспоминали отдых, — говорит Татьяна. И собирается в следующем году поехать в Болгарию.

 

 

Такси лучше заказывать по телефону

Многочисленные таксисты-чернофлажники запросят втридорога, при этом обхамят конкурентов. Из Коктебеля в Феодосию просят по 40 гривен с человека (200 за машину), маршрутка стоит в восемь раз дешевле. С Золотого пляжа (песчаный пляж в пригороде Феодосии) — по 25–30 гривен. Лучше вызвать государственное такси по телефону. Узнать номер можно у местных жителей. Получится минимум в два раза дешевле, и расчет идет по таксометру. Официальное такси вполне доступно и дешевле, чем в Гродно. Например, с Золотого пляжа до центра всего 17 гривен вся машина.

 

Позолотите ручку, а потом фотографируйтесь

Молодые люди предлагают сначала погладить голубей, потом сделать с ними фотографии. Промышляют по всему Крыму.
— Мы спросили, сколько стоит фото, нам сказали: десять гривен. Сделали шесть кадров, и оказалось, что нужно платить за каждый кадр по 10 гривен. Отдали 60. Тут подлетает второй молодой человек и кричит, что снимали и его голубей, так что выкладывай еще по 60 гривен за каждого голубя и каждый кадр. В общем, мы отдали за съемку 400 гривен в первый же день поездки. Потом оказалось, что с этими голубями в Крыму был целый скандал, заинтересовались правоохранители. Но все равно промысел этот остался на набережной, правда, говорят, теперь за всю съемку просят по 5–10 гривен.
Можно погладить не только мирных птичек, но и сокола, и живую скульптуру девушки-ангела, но за все придется заплатить.

И помните: никому не удалось ровно проехать на «пьяном» велосипеде 5 метров и провисеть несколько минут на турнике. Планка крутится под руками, а колеса разбалансированы.

 

Художественное отступление от рыночных отношений

В этом году и море преподнесло сюрпризы, буквально за один день температура воды в Феодосии опустилась с 24 до 16 градусов тепла и стойко держалась почти неделю. Сразу же организовались экскурсии на Азовское море за 200 и выше гривен с человека.

 

 

Никто на набережной среди многочисленных туристических агентов и торговцев не рассказал отдыхающим, что в соседнем поселке, за мысом, всего в 15 километрах от Феодосии, и дальше, в Коктебеле, «Крымском Приморье», Судаке, Новом Свете, мощное теплое течение сохранило воду +24. Кто же купил бы пахлаву или кукурузу на местном пляже? А в Орджоникидзе можно доехать всего лишь за 5 гривен на маршрутке мимо рыжих холмов, похожих на женскую грудь, и, может быть, в пути, если удастся сесть на конечной, через окно получится увидеть скромную прелесть Восточного Крыма.

Такой, какой ее видит мальчик с мантрой на футболке, читающий Сиддхартху и сошедший среди виноградников. Или бывший бомж Юрий, в лихие для себя времена лишившийся квартиры в Феодосии. Он построил себе дом на горе из глины, камней, веток, подручных средств и живет там голый вместе со своей женщиной с бронзовым телом.

Юрий никому не отказывает посмотреть жилище. Смотреть можно, а говорить не о чем… Он сидит на выбеленной солью и солнцем доске и лепит из глины фигурки. Вместо двери занавес из ракушек, внутри палатка с постелью, а под скалой походная кухня. Рядом обживается приезжая богема: подмосковный скульптор из проволочного каркаса, ткани и глины слепил строение в стиле Гауди. Домик без углов, окон и дверей был занят молодой художницей из Питера. Повыше на горе — летний лагерь еще одних временных аборигенов — российских художников.

Юрий живет на скалах почти круглый год, даже зимой, в соседней бухте — другой отшельник. Возвращаться им некуда. Здесь все покрыто вольной романтикой, и мотивы давно потеряны. Вдохновение приезжих допишет правду. В Феодосии и по всему миру — только летние друзья.

При этом стихийная натуральная колония в Орджоникидзе буквально висит в воздухе. Весь массив находится под угрозой оползня, о чем предупреждают многочисленные таблички и куски скал на диких пляжах… В горах открылись новые родники. Когда-нибудь после дождя все упадет в море и сказочная деревня исчезнет. В опасной зоне за пристанью по полной программе работает и официальный пляж, с грибками, прокатами и курортными поборами.

Интересно, что отшельники возле поселка Орджоникидзе, кажется, нашли свое место под киммерийским солнцем. Братки и власти не трогают их — экзотика привлекает любопытных, а Юрий к тому же бесплатно убирает дикий пляж и бухты, в том числе и за туристами.

 

Интересно

В этом году в Крыму небывалый урожай персиков, абрикосов. Цены начала августа — 10 гривен самые дорогие. Уродились и другие фрукты, а также виноград. Когда мы уезжали, крымский первый виноград, сорт мускат, стоил уже 15–16 гривен.

Оказывается, коньяки завода «Коктебель» разливают не только в поселке Щебетовка (там находится основное производство), но и в Одессе. Нужно смотреть маркировку. Если написана цифра 1, то коньяк настоящий, местный, и виноград вырос в предгории вулкана Кара-Даг. Если цифра 2, разлили из виноматериала в Одессе. Вина же лучше покупать в гипермаркетах и специализированных магазинах. Фирменного магазина завода «Коктебель» в Феодосии нет, только в одноименном поселке. А фирменный магазин «Солнечной долины» имеется.

 

Читайте также:

В Гродно не продают путевки в Египет

Гродненцы не жалеют денег на отдых: за экзотику на Бали платят почти 3,5 тысячи долларов с человека

Как спланировать отпуск по своим правилам