День Победы: ветераны и мы (фото)

Ветераны вспоминали о войне, коллекционеры показывали редкие награды, а горожане выстраивались в очередь к полевой кухне. Тысячи гродненцев собрались у памятника воинам-освободителям в парке Жилибера в четверг, 9 мая.

 

 

«Этот день мы приближали, как могли»… В центре города с самого утра уже слышались всем знакомые слова песни, а в небе летали разноцветные воздушные шары. Школьники, студенты, работники предприятий – каждый держал в руках тюльпаны и гвоздики. У многих на груди была георгиевская ленточка. Получить этот символ Победы можно было прямо на празднике: активисты БРСМ раздали около трехсот.

Ветераны поздравляли друг друга, принимали слова благодарности по мобильному телефону, негромко запевали известную фронтовую песню «Алеша».

— О том, что мы победили, сообщили 9 мая в два часа ночи как факт. Всё было по-военному, праздника мы тогда не чувствовали, сейчас это воспринимается по-другому, — вспоминает ветеран Петр Михайлович Пациенко. Он родом из Витебска, в 17 лет ушел добровольцем на фронт, служил стрелком в разведке морской авиации черноморского флота.

— Нас было много – со всего Советского Союза. После войны поддерживали связь, но расстояние прервало дружбу. Даже не знаю, кто из фронтовиков еще жив, — рассказывает Петр Михайлович.

Помнит войну Владимир Николаевич Ковалев. Ему было 12 лет, когда немцы взяли его в качестве заложника. «Брали беженцев для прикрытия и вели нас от Витебска на границу с Латвией». После войны он окончил училище, но ушел служить на север, потом пришлось участвовать в чехословацких событиях 1968 года, где получил серьезную травму.

Также совсем юной встретила войну Лидия Борисовна Соловьева. В 13 лет она получила первую медаль – за оборону Ленинграда. Коренная ленинградка помнит страшные блокадные зимы. «Я состояла в комсомольском отряде: мы ходили по квартирам и выявляли погибших блокадников, а их детей-сирот направляли в детские дома. Нас было не больше 5 человек, я самая младшая, но старалась не отставать», — вспоминает собеседница. 12-летняя Лидия тогда дежурила на крышах домов, «гасив» немецкие бомбы. «Голод был страшный — дневной паек хлеба не более 125 грамм, и это был далеко не хлеб, а примеси».

После войны Лидия Борисовна вышла замуж за военного и уехала в Гродно. У женщины две дочери, есть внуки. Одна из дочек замужем за итальянцем, который родом из северного города Больцано. Как-то Лидия Борисовна приехала погостить. Гуляла по городу и набрела на местное кладбище, где были воинские захоронения. Внимание привлекло надгробие, где покоился летчик. Местом гибели значился Ленинград, год — 1943. «Тогда я стояла и понимала, что это мог быть тот, кто кидал в меня бомбы. Странное ощущение».

Вспоминали в Гродно тех, кто погиб на войне. Была минута молчания, а после парада – возложение цветов. Для многих это не просто традиция…

После митинга ветеранов лично поздравил губернатор, и развернулась празднична программа для горожан. Гродненцам предлагали попробовать полевую кухню – и очередь за гречневой кашей и сладким чаем выстроилась немаленькая. Люди перекусывали, сидя на траве. Недалеко расположился город мастеров, рядом — коллекционеры. Внушительные военные знаки, монеты…

Коллекционер, председатель нумизматического общества Виктор Какареко рассказал, что за каждой наградой стоит судьба. «Это орден Красной Звезды. Во времена СССР его обладателя вся страна знала в лицо. А это ордена первой и второй степени – одни из самых распространенных наград в годы войны. Коллекционирую их, потому что считаю, что надо сохранять память о тех, кто за нас воевал».