1 Мая в Берлине: в воздухе летали муляжи камней, полиция не реагировала на провокации

Представители политических движений прошли многолюдными маршами по улицам Берлина 1 мая. В толпе оказалась журналистка «Вечёрки».

«Бундестаг будет гореть», «Мы против капитализма», «Fuck this system», — скандировали демонстранты на улицах Берлина 1 мая. . Удивительно: народ говорил, что хотел, а в это время полиция спокойно сопровождала шествие, реагируя на агрессивных демонстрантов только в случае их нападения.

 

 

Мы присоединились к демонстрации на площади Lausitzer Platz. Такой огромной толпы и неисчисляемого количества полиции я не видела, пожалуй, никогда в своей жизни. Все свободные улочки были заставлены машинами полицейских, сверху за шествием наблюдали служебные вертолеты, по улицам демонстрацию сопровождала колонна полицейских, внешний вид которых явно демонстрировал серьезность происходящего. Зажатые среди высоток, в потоке из десяти тысяч человек разных поколений, субкультур, политических взглядов, мы двигались в сторону Brandenburger Tor. Осознание того, что я — часть этого масштабного действа, вдохновляла меня как журналиста, но немного пугала как человека.

Пытаясь понять, за что борются демонстранты, мы вглядывались в надписи на плакатах и баннерах. Одни выступали против повышения арендной платы за жилье, другие — за увеличение мест в детских садах, третьи — за межнациональную солидарность. Однако лозунг «Антикаптализм» звучал чаще всего.

Атмосфера была волнующей, но мирной, пока мы не оказались около Maritzplatz. Демонстранты начали бросать камни в полицейские машины, в шаге от меня несколько в одну секунду, надев на себя черные маски и куртки, рванули в толпу. По выражению их лиц было понятно, что они ждали этой провокации. И тут начался хаос: люди, полиция — все куда-то побежали. Мы практически впечатались в стену близлежащего здания. Держась крепко за руки, идем дальше.

«Но зачем провоцировать полицию, если и так можно свободно выразить свое мнение?» — удивилась я. «Думаю, эти люди, так называемый черный блок, приходят сюда, чтобы получить адреналин и просто выпустить пар», — объяснил мне Петер.

Стоит отметить, что таких провокаторов было немного, большая часть толпы —  мирные люди, которые хотели сказать о наболевшем. Однако желающие ощутить адреналин в крови продолжали подкидывать в воздух муляжи камней, по-видимому, ожидая реакции полиции. Но ее не последовало. Сложилось впечатление, что полицейские присутствуют на демонстрации только  для того, чтобы следить за ситуацией и охранять мирных горожан. Казалось, они угадывали действия демонстрантов на два шага вперед. Это было удивительно.

Через два часа мы оказались около Brandenburger Tor. Как выяснилось, такое случилось впервые. Для демонстрантов  это была победа. Они искренне радовались и… разошлись буквально за 15 минут. «Я не ожидал, что мы сюда дойдем. Мы действительно добились того, что нас сюда пустили, потому что все происходило более или менее спокойно».

«Я не думаю, что мнение полиции насчет демонстрации изменится, но я думаю, что кто-то сверху заинтересован в проведении мирного мероприятия», — воодушевленно говорил представитель классово-воинствующего блока Карло.

— Что вы предлагаете вместо этой системы? — поинтересовались мы.

— Нам нужна республика спасения, как Советский Союз. Но не так, как это было в советской республике, когда была центральная партия. Эта должна быть базисная демократия, когда власть делегируется снизу. Нам нужен коммунизм, где решение будет принимать группа, — ответил собеседник.

…По дороге домой я пыталась мысленно сложить пазл: «В Германии людям дают возможность один день в году устроить такое шествие. Это демонстрация, которая, похоже, стоит приличных денег и нечеловеческих усилий в организации со стороны властей и, наверное, приносит человеку ощущение собственной значимости».

 

 

Справка «ВГ»

1 мая в Германии прошли многолюдные демонстрации, часть из которых закончилась столкновениями с полицией. Пострадало около 40  правоохранителей, почти 80 демонстрантов были задержаны. Участие в протестных маршах приняло более 10 тысяч человек. Всего 1 мая за мирными праздниками и демонстрациями следило около 7 000 полицейских.

 

Читайте также:

Первомай в Гродно: танцы, фонтаны и воздушные шары (фото)