Новый ректор ГрГУ рассказал о кадрах, абитуриентах и общежитиях

Гродненский университет имени Янки Купалы собирается привлекать абитуриентов новыми специальностями, изменения в учебном процессе будут направлены на практику, информатизацию, дистанционное образование. В то же время новые подходы к организации работы и к параметрам рейтинга ожидают преподавателей.

В этом году соревнование за абитуриентов у региональных вузов ожидается напряженным. Одиннадцатые классы в Гродненской области заканчивает 6675 выпускников — на 671 меньше, чем в прошлом. Меньше на 10 процентов оказалось и желающих записаться на профессионально-психологическое собеседование. В ГрГу его прошли 577 будущих юристов и журналистов.

Об особенностях вступительной кампании и структурных переменах в университете рассказал «ВГ» ректор ГрГУ имени Янки Купалы Андрей Король.

 

Заочников станет больше

В 2013 году университет почти в полтора раза увеличил план приема на заочную форму обучения в сокращенные сроки для выпускников колледжей.

— У этой категории абитуриентов стали шире возможности войти в число студентов: с одной стороны, можно сдавать тест по русскому или белорусскому языку и сдавать внутренние вступительные испытания в университете по тем предметам, которые изучал в колледже. С другой стороны, можно сдать три теста — и попытать счастья в конкурсе на полную форму обучения, — говорит Андрей Король.

Каждый иногородний первокурсник университета сможет получить место в общежитии. Уже в этом году начнется строительство 13-этажного общежития на 1030 мест по улице имени Александра Дубко, сейчас завершается процесс проектирования.

По словам Андрея Короля, в целом по университету план приема, в том числе и на бюджетные места, сохранен на уровне прошлого года — 3846 мест, в том числе за счет средств бюджета — 1 135. Набор будет вестись на 56 специальностей высшего образования. Следует отметить, что те, кто поступит в университет в 2013 году, по ряду специальностей будут учиться на год меньше, чем их предшественники.

Если мы говорим о качестве образования, это не просто трансляция информации. Будем исправлять ситуацию монолога, когда мы не видим, а иногда не хотим видеть потребности и цели общества.

Интересно, как «исправить ситуацию монолога», если в вузах сохранилась широкая практика, когда студенты записывают под диктовку информацию и на экзамене требуют ее дословно цитировать?

— Успех специалиста по окончании вуза возможен при условии его самореализации на занятиях, неотделимой от мотивации. Результат самореализации — тот личностный образовательный продукт (гипотеза, план, эссе, составленный алгоритм и пр.), который создает каждый студент и который отличается от того, что сделали другие студенты. Когда у всех разные результаты, когда в оценку заложена возможность нестандартного ответа в противовес шаблону, это замечательно. Так развивается заложенная в каждом из нас креативность.

Некоторые опытные педагоги используют это интуитивно, а хотелось бы видеть систему. Очень важно, чтобы мы студенту, ученику предлагали возможность самостоятельно познавать не информацию, а исследовать объекты действительности. А сделать это можно, если организовать процесс познания окружающего мира через систему открытых заданий, которые для каждого студента имеют свой собственный, а потому субъективный вариант решения. А вот уже на втором, следующем этапе — сравнение своего первичного продукта с «зеркалом» — достижениями человечества по конкретной узкой теме. Другими словами, вначале опыт — потом теория.

 

Кто останется работать в университете

Какие у вас требования к профессорско-педагогическому составу?

— Сегодня перед университетом стоит непростая задача — обеспечить подготовку кадров по всем специальностям. А это требует кропотливой работы по научному, учебно-методическому и кадровому обеспечению. Существуют проблемы с подготовкой кандидатов наук, написанием научных статей в журналах, которые включены в перечень ВАК РБ.

Для меня очевидна необходимость прозрачной, всеми понимаемой системы рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава. Например (цифры очень условные), чтение одной лекции — 2 балла, публикация статьи в журнал с высоким импакт-фактором (объективный показатель качества научной работы) — 150 баллов. За каждый лист монографии — 50 баллов. И так далее. Подобные системы существуют во многих университетах мира. Есть она и в нашем университете, однако нуждается в существенной коррекции.

Рейтинг складывается из основных направлений деятельности в вузе: научной, учебной, воспитательной. К примеру, каждому преподавателю нужно набрать условно 3000 баллов. Это суммарное количество баллов по всем направлениям. Например, если научная составляющая представлена хорошо — значит, заведующий кафедрой может ходатайствовать о снижении учебной нагрузки для сотрудника. И напротив, если преподаватель, старший преподаватель, доцент или профессор не уделяют должного внимания написанию научных трудов, не ищут путей заключения научных договоров или получения грантов, не работают с аспирантами, научный рейтинг будет низкий. Тогда для прохождения минимального порога в баллах ему придется «добирать» до 3000 баллов учебную нагрузку в виде большего количества лекционных часов, написания учебно-методических пособий.

Однозначно нужно привести критерии в соответствие между собой, чтобы не было перекосов в какую-либо сторону. Например, есть кафедры, на которых ведется из года в год разработка одной или нескольких научных хоздоговорных тем, но не подготовлено ни одного аспиранта, не публикуются статьи. Хоздоговорная тема дает теперь хороший рейтинг, зачем тратить время и работать с молодежью, работать над качеством образования?

 

Золотой фонд на лаврах не уснет

Более гибкие критерии рейтинга должны учитывать и стимулировать как научную составляющую, так и учебную нагрузку. В университете тревожная ситуация с подготовкой кадров высшей научной квалификации. Сегодня 40,3 процента кадров в университете имеют научную степень, а 40 процентов — это тот «красный» рубеж, который отделяет университет от института со всеми вытекающими последствиями.

Есть кафедры, которые не соответствуют по количеству докторов и кандидатов наук самому статусу кафедры. Это значит, что заведующий кафедрой, профессор не предпринимает адекватных мер для подготовки защит диссертаций, не создает научной школы.

Нередко ко мне на собеседование перед объявлением конкурса на замещение вакантной должности (прохождение конкурсной процедуры в вузах осуществляется каждые 5 лет) приходят преподаватели, у которых количество опубликованных работ за последние пять лет не превышает пяти, семи. Это нонсенс. В подобных случаях я как ректор либо возражаю против объявления конкурса, либо контракт подписывается на год для исправления ситуации.

Мы создаем систему, где каждый должен понимать, из чего складывается его портфолио достижений. И будет видно, кто в нее впишется, а кто окажется в зоне риска.

Мотивация будет учитываться в полной мере. Если сотрудник, не важно какой ученой степени, работает и дает результат, со стороны ректората будет полная поддержка. Если не справляется с минимумом, в рейтинге занимает последние места, будем ставить вопрос о депремировании и даже о соответствии с занимаемой должностью. Здесь немало примеров, когда человек достиг каких-либо высот и считает, что больше ничего делать не должен. Если у профессора нет ни одного защищенного аспиранта, возникает вопрос, какую научную школу он создает? Насколько это во благо университету? Безусловно, очень почетно для университета иметь золотой фонд, но важно, насколько он работает на преемственность.

 

Читайте также:

2 мая начинается регистрация на централизованное тестирование

В Гродно будут готовить музеологов и сократят выпуск менеджеров

Почему преподаватели хотят учить студентов из Нигерии?

«Мисс университет» стала студентка в образе Скарлетт О’Хары