Как смывали грязь в Гродно: краткая история мыловарения

Сегодня мы не представляем, как можно обойтись без мыла. Твердое и жидкое, ароматизированное и без запаха, разных форм и свойств, включая детское и с разными наполнителями, оно стало неотъемлемой частью нашего быта. Но так было не всегда.

В ХVI веке жена короля Сигизмунда I Старого итальянка Бона Сфорца привезла в Гродно не только секреты осветления волос, но и качественное мыло. Фото <a href=

Первые чистюли

Чем же смывали грязь наши предки? Оказывается, в ход шли  неманский чистый песочек и глина, смешанная с растительным маслом (которую удаляли с кожи при помощи скребка), сода, а также паста из пчелиного воска. Волосы промывали отварами разных трав, в том числе «татарским мылом» — красиво цветущей «мыльнянкой» и березовой золой, хорошо пенящимися в воде.

 

Губки королевы

Как известно, первые попытки сделать мыло предприняли финикийцы на основе козьего сала и буковой золы. Эстафету подхватили древние кельты, а в IХ веке, в Марселе, было начато промышленное производство этого, пока еще полужидкого продукта. Только в 1424 году на Апеннинском полуострове раскрыли секрет получения твердого мыла. В ХVI веке жена короля Сигизмунда I Старого итальянка Бона Сфорца привезла в Гродно со своей родины не только секреты осветления волос, но и качественное мыло. В королевских купальнях обыкновенное мочало вытеснили прекрасные морские губки. Простые жители города и окрестностей по-прежнему занимались «поташным промыслом» — мыловарением у себя дома.

 

Гродненские мыловары

В XVI–XVIII веках в Гродно жили мастера, делавшие свечи, а попутно и мыло. Их называли «свечниками» и «сальниками». Так, например, в 1790 году на улице Злотарской (ныне Урицкого) поселился немец-лютеранин Иоганн Готлиб, который открыл свечную мастерскую в своем доме, а заодно варил и продавал мыло. Этим же ремеслом занимались еврей Михель  Гиршович, татарин Богданович и православный Василькович. Так что недостатка в моющем средстве  жители нашего города  в те времена, по-видимому,  не ощущали.

 

Контрабанда на вес золота

После раздела Речи Посполитой и включения наших земель в состав Российской империи был запрещен ввоз многих иностранных товаров. В 1813 году гродненские купцы Мордхель Зускович  и Кушель Абрамович, владельцы трех витин — полубарок, нарушили закон и по  Неману, минуя таможню, привезли из Кенигсберга в Гродно 118 бочонков сельди, прусское полотно и бочонок «иностранного зеленого мыла». В 1821 году по указу сената их простили и освободили от наказания, велев  уплатить немалую сумму штрафа. В 1837–1850-х
годах гродненцы пользовались привозным «казанским мылом», пуд которого стоил  12 рублей.

 

На промышленной основе

Только во второй половине ХIX века в Гродно появились свои мыловаренные производства. Одной из старейших была фабрика мыла и смазочных материалов Мордхеля Хиршгорна (Гершгорна), действовавшая с 1857 года, а затем перешедшая к его сыну Израилю. С этого же времени ему принадлежал склад нефти, компоненты которой использовались при варке мыла. Вначале фабрика находилась в доме князя Любецкого по улице Садовой, 35 (ныне улица Ожешко). А в 1880 году Гершгорны открыли в собственном доме на углу улиц графа Муравьева, 45
и Александровской,50 (Ожешко и Буденного) свечно-мыловаренный завод. С конца XIX века и до начала  Первой мировой войны в Гродно «дымили» мыловаренные заводы  Курьянского, Лямперта, Столярского, Айона, Мараша, Аристархова, фирмы «Катхэ и К». До нашего времени сохранилось здание санпропускника по улице Буденного, 54а, — дом Лейбы Курьянского, куда он перенес существовавшие еще с 1883 года в наемном помещении  два завода: мыловаренный и «колесной мази», то есть смазочных материалов.

 

Хитрое дело

Все мыловаренные мастерские, фабрики и заводы в нашем городе поначалу  имели простое оборудование: котлы-зольники (где жир растворялся в едком натре), мыловаренные котлы конической формы, вделанные  в очаги, весла для размешивания горячей массы да проволоку для разрезания готовой продукции вручную. С течением времени появились паровые котлы с двойным дном, снабженные мешалками, приводимыми в действие двигателем, а для резки блоков на бруски и куски — движущиеся рамы с натянутой вдоль и поперек проволокой. К сожалению, не сохранилось  никакого оборудования тех лет, чтобы организовать музей старейшего из производств в нашем городе. Следует отметить, что на каждом таком заводике работало от одного до трех человек, но производили они при каждой варке от 5 до  7  тысяч килограммов мыла!

 

Улица стала мыльной

Случалась и фальсификация мыла, когда для увеличения веса добавляли в массу крахмал, глину, тальк или криолит. При этом, конечно, страдало качество товара, а потому к подобного рода уловкам гродненские мыловары, боясь разоблачения, прибегали крайне редко. Популярность этого продукта в Гродно была столь велика, что в межвоенный период даже существовала… Мыльная улица (находилась неподалеку от Большой Троицкой).
Людская изобретательность не знала границ. Предлагали мыло всех цветов и оттенков: прозрачное, «мраморное», «морское». Для приготовления непромокаемых тканей — алюминиевое. Славилось медицинское с ланолином (доктора Эйгофа), белое с карболкой (Шеринга), салициловое, танинное, хлорное. Для приготовления медицинских пластырей — цинковое и свинцовое.

 

От подпольного к эксклюзивному

С приходом советской власти все фабрики и заводы были национализированы. В годы  фашистской оккупации части населения города Гродно по карточкам доставалось особенное «мыло»: на кусочек картона с обеих сторон нанесен тоненький слой  белого моющего вещества, которого хватало только на одно-два намыливания рук. Поэтому местные жители все четыре года вынуждены варить мыло у себя дома. В ход шли сало, сода, казеин и желтки. Дорогостоящий продукт использовался только для волос и  лица. В основном варили немылкое, серое, рассыпающееся, как сухая глина, мыло с неприятным запахом, используя самое дешевое сырье.

В послевоенный период  (до 1948 года) заветные брусочки, как и другие продукты и вещи, давались строго по карточкам. С восстановлением промышленности  гродненцы получили возможность покупать отечественное мыло, но поступало в продажу и импортное, эксклюзивное из стран социалистического лагеря и некоторых капиталистических. Сама много лет коллекционировала мыло, которое привозила из путешествий по республикам Советского Союза. В 80-е кризисные годы коллекцию пришлось использовать по назначению. На память остались лишь красивые обертки  с еле уловимыми ароматами.

 

История продолжается…

Сегодня в Гродно нет производства. Но в Островце инвалиды кружка «Мыловар» при центре социального обслуживания варят мыло в… обыкновенной микроволновке,  добавляя в массу кофе, мед, овсянку, витамины, и придают произведениям необычную форму. Таким образом «освоили» до 60 видов.

 

Читайте также:

На пути к олимпу: жизнь гродненских спортивных клубов

Кто восстановит дворцы князей и магнатов на Гродненщине?

Адреса побед: из истории спорта в Гродно

Место массовой гибели военнопленных и мирных жителей в Гродно обозначили указателем