«Девять гродненских артефактов»: Лава

…Внизу суетилась площадь, брошенная серым лоскутом под ноги в самом центре города, а перед глазами все еще стояли образы, оставленные в полумраке костела. В молчании наши герои стали медленно спускаться по высоким ступенькам храма. Прошло несколько минут, прежде чем один из спутников вновь заговорил:

Виктор Литвинюк. «Лава»

— Старая скамья-лава внутри Фарного костела не просто часть интерьера. Это уникальное свидетельство чудес, связанных с хранящейся здесь иконой Божьей Матери Студенческой. В шестнадцати рисунках, которыми украсили скамью, отображены сцены из истории святыни. Правда, сейчас их сложно рассмотреть…

— Там вроде на угловом крыле был нарисован храм.
— Ах, да. Собственно, это первое известное нам изображение иезуитского костела. Рисунок запечатлел торжественную процессию внесения иконы 3 августа 1664 года. Если постараться, то можно разглядеть карету, запряженную шестеркой лошадей, в которой и везли образ. Вокруг магнаты, духовенство. Да и вообще, — он сделал паузу, обведя взглядом полупустую площадь вокруг, — кажется, тогда здесь было многолюдней.
— А что за чудеса?
— В основном исцеления от разных недугов. Люди обращались за помощью к иконе и выздоравливали. Причем на лаве изображены только самые знатные особы: минский староста Кшиштоф Завиша, виленский каштелян Ян Катович, коронный маршалок Любомирский. Наверное, самым удивительным из чудес стало воскрешение умершего сына гродненского скарбника Яна Тыминского.
— Воскрешение?
— И судя по картине, воскрес он прямо в храме… Но есть на лаве и один особенный сюжет, рассказывающий о чудесном явлении гетману Сапеге.

Казимир Ян Павел Сапега принадлежал к ружанской линии герба «Лис». Родился он за несколько лет до начала казацких войн. Учился в лучших европейских университетах. Его политическая карьера получилась чрезвычайно бурной. Неоднократно избирался послом на сейм, был чашником, подстолием великим литовским, маршалком, гетманом, наконец. В 1700 году Сапега даже получил из рук австрийского императора Леопольда княжеский титул. Кстати, это во многом благодаря ему Гродно стал сеймовым городом.

Правда, в период очередного витка гражданской войны между магнатскими группировками Сапега проиграл в решающей битве под Алькениками Сервацию Вишневецкому, после чего весь их род потерял прежнее влияние. Кстати, был трижды женат. Между прочим, в свое время ходил слух, будто отец последнего монарха Речи Посполитой — Станислав Понятовский приходился ему внебрачным сыном…

Согласно легенде, однажды с иконы, которая уже тогда славилась своими чудесами, вор похитил серебряные украшения. Этой же ночью Казимиру Сапеге во сне явилась святая в лохмотьях! Проснувшись и узнав о случившемся преступлении, он был настолько потрясен, что решил пожертвовать святыне новый золотой оклад.

На лаве как раз и показана спальня во дворце гетмана. Пока магнат спит, рядом дремлет стража — дворяне и гайдуки. Вверху рисунка — костел и воры, которые снимают убранство. Особенно впечатляет реализм всей сцены: воевода, закутавшись в перину и одеяло, обращен… ногами к зрителю. На второй части рисунка — уже процесс заказа убранства у мастера. Любопытно, что за два года до этого виленский бискуп отлучил самого Сапегу от костела за то, что его войска занимали на постой церковные имения. Что касается вора, котрый вынес серебряный оклад, то его нашли и сурово наказали…

К этому моменту собеседники вышли на противоположную сторону площади.
— Тут все и случилось.
— Случилось?
— Чудесный сон, изображенный на лаве.
Они остановились еще раз посмотреть на костел…

 

Читайте также:

«Девять гродненских артефактов»: «Танец смерти» из бригитского монастыря

«Девять гродненских артефактов»: Украденный день

«Девять гродненских артефактов»: Ладья-насад

«Девять гродненских артефактов»: Акваманил