«Девять гродненских артефактов»: Украденный день

Среди прочих предметов, которые символизируют прошлое нашего города, есть один особенный. Это – старинная гравюра, навсегда запечатлевшая несколько дней из жизни Гродно и напечатанная 445 лет назад. Она и станет следующим артефактом в нашем историческом путешествии. 

Виктор Литвинюк. Истинное изображение города Гродно

…Наверное, Ганс Адельгаузер, заканчивая свой рисунок, ощущал себя кем-то вроде могущественного волшебника, который смог подчинить себе время. Едва заметным движением карандаша он заставил замереть всадников, спешивших навстречу друг другу. Застыли, соединив ладони в рукопожатии, двое знатных вельмож, будто их оборвали на полуслове. Навсегда окаменели на противоположном берегу прачки, водовозы, купцы, кожевники. Даже забавный голый карапуз, собиравшийся пуститься в погоню за петухом во дворе, остался на месте с поднятой в руке веткой.

На глазах художника разворачиваются события, которым будет суждено переписать всю историю Европы. Как раз накануне в Гродно сошлись сразу несколько посольств: турецкое и татарское. Прибыли на аудиенцию к королю Сигизмунду Августу и посланники московского царя.

«В Гродно, — запишет позже дьяк посольского приказа, — послы пришли после Ильина дня… а встреча была у города от посада с версту… И поставили послов на Заречском посаде, а у ворот приставили сторожей, чтобы в дворы посольских людей не ходил никто… И июля 26 в субботу были послы у Короля на посольстве».

Но разве может сравниться перо дьяка с таинством работы настоящего художника?! Раз или два, чтобы успеть ухватить каждую деталь, ему даже пришлось сменить точку обзора. Вот дворовый маршалок Остафий Волович в сопровождении торжественной свиты отправляется встречать боярина Федора Колычева. Не так давно он сам побывал при дворе Ивана Грозного — отсюда эта теплая встреча. Правда, сейчас идет кровопролитная война с Московским государством, которая стоила Польше и Великому княжеству Литовскому неимоверных жертв. Но, кажется, появилась призрачная надежда на короткую передышку.

Пока, спешившись, они приветствуют друг друга как старые добрые знакомые, за ними, не отрываясь, следит любопытная толпа. Где-то здесь наверняка и представители местной знати – гродненские хоружие Мицута и Кунцевич, городничий Ян Григорович, конюшный Ян Хайко, маршалак Ян Волович.

…Пройдет около месяца, и переговоры закончатся ничем. Оказалось, что царь взамен за примирение потребовал Полоцк, Ливонию и беглого князя Курбского. Война вспыхнет с новой силой. В поисках спасения Великое княжество вновь обратится к Польше, и на карте Европы появится новое государство – Речь Посполитая.

Но что Европа! Целый мир теперь во власти одного человека, примостившегося на высоком холме на берегу Кронона. Пока упрямый немец спешит запечатлеть в своем альбоме, словно в инвентарной книге, все эти лица, замки, храмы, где-то в Англии в это самое время, преследуемая мятежными лордами, отрекается от престола шотландская королева Мария Стюарт, а еще дальше, за океаном, дон Диего де Лосада основывает будущую столицу Венесуэлы — Каракас. И пускай этих событий нет на рисунках, оно все равно незримо присутствует здесь, подчиняясь магии живописца.

День, украденный из потока под названием История…

 

Читайте также:

«Девять гродненских артефактов»: Ладья-насад

«Девять гродненских артефактов»: Акваманил