Как отстоять свои права во время шопинга за границей

Только за шесть месяцев 2012 года, по данным польской таможенной службы, на границе оформили НДС (ВАТ) почти на полмиллиарда долларов. Шопинг в Польше стал обычным делом. Однако хорошо ли мы знаем то, что покупаем?

История с гродненцем, который приобрел в Белостоке дорогой телевизор и не смог смотреть фильмы в нужном ему формате, вызвала резонанс.

В каждой стране свои правила. Однако так же, как и у нас, они защищают право потребителя на качественную покупку. Нужно только их знать и не забывать требовать у продавцов необходимые гарантийные документы. 

 

Под каким законом ходит польская торговля

В Польше основным нормативным правовым актом, регулирующим розничную торговлю, является закон от 27 июля 2002 года «Об особых условиях потребительской продажи и внесении изменений в Гражданский кодекс».

Если следовать его нормам, продавец, осуществляющий продажу на территории Польши, обязан предоставить покупателю ясную, понятную и не вводящую в заблуждение информацию на польском языке, достаточную для правильного и полного использования проданного потребительского товара.

 

Продавец должен четко сформулировать цену

В соответствии со статьей 2 закона продавец обязан довести до сведения покупателя цену предлагаемого потребительского товара, а также цену за единицу его измерения (например, килограмм, литр и др.).

При продаже потребительских товаров в рассрочку, по предоплате, на заказ, по образцам или с использованием дегустации (пробы), а также за цену, превышающую две тысячи злотых (по состоянию на 1.12.2012 года — около 630 $ USD), продавец обязан подтвердить в письменной форме все существенные условия заключенного договора розничной купли-продажи.

Во всех остальных случаях по требованию покупателя продавец обязан предоставить письменное подтверждение заключенного договора, содержащего наименование продавца с его адресом, дату продажи, определение потребительского товара, его количество и цену.

 

Этикетка строгого режима

На каждой этикетке в обязательном порядке (содержание определено Советом Министров) должна быть одинаковая маркировка. А именно:
— название и адрес производителя, а также страна происхождения товара;
— полное название продукта, а в случае метражных продуктов — также их предназначение;
— состав сырья, из которого произведен продукт;
— размер продукта, промаркированный в соответствии с принципами и способом, описанном в стандартах Польши либо европейских стандартах;
— способ консервации;
— вид отделки, в случае если она придает текстильным изделиям специфические потребительские характеристики, требуемые соответствующими стандартами Польши либо европейскими стандартами.

 

Что может потребовать покупатель

По требованию покупателя продавец обязан объяснить значение отдельных условий договора розничной купли-продажи.
Продавец обязан выдать покупателю вместе с потребительским товаром все элементы его оснащения, а также составленную на польском языке инструкцию обслуживания и хранения товара.

Продавец несет ответственность перед покупателем, если потребительский товар в момент его передачи не соответствует договору. При этом если в период до шести месяцев от даты передачи товара покупателю обнаружится его несоответствие, то предполагается, что оно существовало в момент его передачи.

Продавец не отвечает за несоответствие потребительского товара договору, если покупатель об этом соответствии знал либо, рассудительно оценивая, должен был знать.

 

Срок — 14 дней

Если потребительский товар не соответствует договору, покупатель имеет право требовать сделать бесплатный ремонт или обменять товар на новый. Исключение составляют случаи, когда ремонт либо обмен невозможны или требуют чрезмерных расходов.

Если продавец, который получил от покупателя требование, направленное на доведение потребительского товара до состояния, соответствующего договору, и не отнесся критически к этому требованию в течение 14 дней, считается, что он признал его в качестве обоснованного.

В ситуациях, когда покупатель не может требовать ремонта или обмена потребительского товара по причине чрезмерных расходов либо когда продавец не способен удовлетворить данное требование в соответствующий срок, а также когда ремонт или обмен подвергали бы покупателя существенным неудобствам, он имеет право требовать уместного снижения цены либо расторгнуть договор. Расторгнуть договор невозможно, когда несоответствие потребительского товара договору является несущественным.

 

Можно не ехать, а выслать уведомление

Покупатель теряет право на бесплатный ремонт или обмен, если в течение 2 месяцев с момента установления факта несоответствия потребительского товара договору не сообщит об этом продавцу. Для сохранения срока покупателю достаточно выслать продавцу уведомление о несоответствии потребительского товара договору.

Продавец отвечает за несоответствие потребительского товара договору в течение 2 лет с момента передачи этого товара покупателю. Данный срок рассчитывается заново в случае обмена товара. Если предметом продажи является вещь, бывшая в употреблении, стороны договора могут сократить данный период, но не ниже одного года.

В гарантийном документе должны размещаться основные данные, необходимые для реализации возможности предъявления претензии на основе гарантии, в частности название и адрес гаранта либо его представителя на территории Польши, гарантийный срок, а также территориальные пределы гарантийной защиты. Кроме того, в нем должно содержаться четко выраженное подтверждение, что гарантия на проданный потребительский товар не исключает, не ограничивает и не отменяет права покупателя, вытекающие из несоответствия товара договору.

 

Читайте также:

За обиду пенсионерка требует 11 миллионов рублей

Белорусам рассказали, чего нужно опасаться при поездках в Польшу

Что теряют в Польше