Таксисты рассказали, как бороться с чернофлажниками

В Гродно сделают стоянки для автомобилей-такси и организуют «горячую» линию, по которой можно будет сообщить о чернофлажниках.

Это, по мнению таксистов и чиновников, поможет решить проблему с нелегалами, работающими втридорога с бордюра.

Сделать стоянки на «рыбных» местах

По словам таксистов, бомбилы заняли самые «прикормленные» места — авто- и ж/д вокзалы, рестораны, ночные клубы и бары, — лицензиатов же порой сюда не пускают силой. Поэтому таксисты предлагают сделать в наиболее оживленных районах на местах уже существующих парковок стоянки для такси. Правда, чтобы мера была действенной, нужно дополнительно организовать горячую линию: если место на стоянке займет чернофлажник, таксист с лицензией сможет сообщить об этом по телефону. Также, по мнению водителей, такие стоянки хотя бы раз в неделю должны патрулировать сотрудники ГАИ.
— Там, где нельзя организовать парковки или где стоят «кирпичи», нужно разрешить посадку и высадку пассажиров такси, установив специальные знаки, — предложил водитель такси Алим Софу.

Бомбилы работают под «крышей»

Между тем пока неясно, помогут ли такие предложения решить проблему с чернофлажниками. Как говорит водитель такси с пятилетним стажем Сергей Козловский, зачистку нужно начинать с легальных фирм, ведь большинство чернофлажников работают под их «крышей», именно им диспетчера служб такси отдают большую часть заказов.
Разумеется, это выгодно самим фирмам, потому что тогда эти заказы не нужно оформлять, а значит, фирма заплатит мизерный налог с прибыли, и приличная сумма пойдет в карман ИП или «черного» таксиста. Это подтверждают и цифры. Как рассказала первый заместитель начальника инспекции МНС по Гродненской области Тамара Стасевич, с начала года в бюджет поступило только 1,497 млрд рублей (это 0,05% от общей суммы доходов, составляющих бюджет). В среднем фирмы такси перечисляют в день в доход государства 200–230 тысяч.
— Наказать руководителей фирм и диспетчерских служб за это мы не можем, так как никакой меры наказания (даже привлечения к административной ответственности) для них не определено, — пояснила Тамара Стасевич.

Штрафы нужно повысить

Как выяснилось, штрафы предусмотрены только для водителей такси. Но как показывает практика, эти санкции нелегальных таксистов не пугают. Ведь 80% водителей, работающих без лицензии, платят небольшие суммы — до 10 базовых величин (миллион рублей), хотя максимальный штраф — 100 базовых (10 миллионов). Как рассказала заместитель прокурора Гродненской области Светлана Рахман, за полгода штраф в 10 миллионов рублей дали только одному перевозчику-нелегалу.
Конфискация или арест автомобиля нарушителя вне зависимости от того, кому принадлежит машина, хотя и закреплены в Налоговом кодексе, но на практике их не применяют. Точнее, машину арестовывают, но не отправляют на стоянку, а сразу возвращают владельцу. Поэтому необходимо, как считает заместитель председателя хозяйственного суда Гродненской области Денис Валдайцев, отсылать машину нарушителя на штраф-стоянку до момента уплаты штрафа.

Предложения и нарушения

Таксисты прежде всего предлагают вести учет заказов посредством аудиозаписи. Они также настаивают на том, чтобы ввести административную ответственность за незаконное оборудование машин отличительными знаками и наклейками такси.
Водители считают, что нужно упростить процедуру прохождения нарколога и механика. По закону отметки этих специалистов должны проставляться каждый день. По словам водителя такси Владимира Дулуба, в Польше таких правил нет. В Украине необходима только карточка, где отмечается, не состоит ли водитель на учете у нарколога, причем эта отметка ставится там только раз в месяц.
Таксист со стажем Сергей Зданчук считает необходимым пронумеровать дома и улицы со стороны дорог и перекрестков. Поскольку проблема более актуальна для частных секторов, предлагается проставить числа и названия на первом и последнем доме на каждой улице.
Как считает Владимир Дулуб, необходимо разрешить таксистам использование желтых полос шириной от 20 см. Сейчас по стандарту ширина желтой ленты должна быть не менее 25 см — клеить такую на новенькую иномарку таксисты не хотят, да и не везде можно сделать это конструктивно.
Нарушения, как отмечает начальник филиала Транспортной инспекции по Гродненской области Сергей Грудзинский, есть и у легальных таксистов. Среди наиболее частых — неправильное оформление документов (не пройден техосмотр, нет отметки нарколога и/или механика, не заполнен путевой лист) либо их отсутствие. Также регулярно нет опознавательных знаков такси на автомобиле, либо длина желтых полос не соответствует стандарту. Есть водители, которые по закону не могут работать таксистами, так как не имеют нужного стажа и не прошли курсы по подготовке водителей автомобилей-такси.

Только цифры

По данным инспекции МНС по Гродненской области, с начала года инспекциями проведено 48 рейдов. В результате составлено 67 материалов и 42 протокола по незарегистрированной предпринимательской деятельности, 42 автомобиля были арестованы на общую сумму 1,97 млрд рублей. 35 нарушителей привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 52,7 млн рублей. 25 таксистов, нарушивших требования впервые, получили предупреждения.