Историческую часть Гродно окольцуют 4-полосной дорогой

Вокруг исторической части города в этом году начнут строить кольцо. По мнению проектировщиков, это поможет избавиться от пробок. Однако ученые опасаются, что четырехполосная дорога погубит исторический центр.

 

Что предполагают градостроители

Согласно проекту, чтобы построить внутреннее кольцо, необходимо продлить Подгорную улицу до Будённого в районе транспортной развязки, выполненной еще
9 лет назад. Это примерно 700 метров. Часть жилых домов на Подгорной придется снести. Как рассказал заместитель председателя облисполкома Владимир Дешко, к строительным работам на этом участке планируют приступить уже в текущем году.
Вторым этапом будет строительство дублера Большой Троицкой улицы. Для этого улицу Давида Городенского продлят до Виленской с выходом на улицу Горького — примерно 900 метров. Уже принято окончательное решение о том, где будет расположен дублер. Проект прошел экспертизу и необходимые согласования. Проектировщики уверяют, что дорога не затронет культурные пласты города.

Что предлагают историки

Историки считают, что рядом с дорогой нужно восстановить квартал исторической застройки. Район улиц Доминиканской, Большой и Малой Троицкой когда-то был плотно застроен двух- и трехэтажными домиками, которые перемежались с пешеходными зонами. Это может стать районом по типу Троицкого предместья в Минске. На месте значительной части бывшего еврейского кладбища (возле магазинов «Обуховский» и «Крышталь») нужно разбить сквер и создать мемориал памяти гродненского еврейского населения. Ученые уверены, что провести археологические исследования на этом месте необходимо до того, как сюда приедут бульдозеры. Если этого не сделают, то о туристическом развитии исторического центра можно будет забыть, поскольку одна дорога изменит все функции исторических объектов, а центр превратится в транзитную транспортную развязку.

Между тем историки опасаются, что строительство дублера уничтожит еще один участок исторического центра города. Ведь, судя по схеме, предоставленной Владимиром Дешко, дорога должна пройти по существующей автомобильной стоянке, как раз там, где когда-то находилось старейшее еврейское кладбище. Хоронили на нем, возможно, уже с XIV века. На месте старого захоронения теперь располагаются детский садик, автостоянка, дорожка ко Дворцу
пионеров.
Как говорит историк Андрей Чернякевич, новая дорога значительно сократит площадь исторического центра, отсечет Старый и Новый замки, перекроет выход Городничанки в долину. Дублер пройдет мимо синагоги, которая включена в историческую зону. Более того, здесь пока не проводились археологические исследования. Об исторической ценности местности говорят вымываемые водой черепки и другие артефакты.
После строительства дублера навсегда уйдет в историю улица Мопровская. И хотя домики, которые здесь стоят, не относятся к исторической зоне (граница заканчивается на улице Доминиканской), именно здесь, по некоторым сведениям, было первое поселение на территории Гродно. Исчезнет последнее здание по улице Кривой. Улица Малая Троицкая (уникальный район города, где еще сохранилась планировка улиц XVI века), а также синагога окажутся зажатыми между двумя трассами — Большой Троицкой и ее дублером.
Возникнет и еще одна проблема. Когда начнутся строительные работы, будет засыпана часть русла Городничанки. Чтобы сохранить его, речку планировали канализировать и пустить по трубам. Но лучшим решением для сохранения Городничанки, по мнению Андрея Чернякевича, была бы постройка резервуара в районе деревни Заболоть, где будет накапливаться и регулироваться вода, иначе всю Городничанку придется спрятать в трубы.