17-летний парень собрал электромобиль за тысячу долларов

Первый в Гродно электрический автомобиль собрал 17-летний выпускник гимназии №2 Александр Козлов.

Идея создать экологичную машину, которая могла бы работать на электроэнергии, у Александра родилась, когда он еще учился в 7 классе. Тогда парень увлекался электроникой и радиотехникой (кстати, школу окончил с девяткой по физике, в этом году планирует поступать на инженера-механика в БНТУ) и уже умел паять микросхемы. Идею экомобиля он сначала изложил на бумаге в виде схем и чертежей. Полгода ушло на расчеты. Потом отец подарил сыну старенькие «Жигули», чтобы Саша мог применить знания на практике. Купили гараж, где юноша начал собирать машину.
В двухместном экомобиле практически всё самодельное, даже схемы Александр делал сам. По части механики помогал отец. Он же дал и начальный капитал. Дальше парень зарабатывал сам или помогали друзья.
Рама машины сварена из обычного черного металла. Передние колеса — от советского мопеда. Задние — от мотоцикла «Восход». Машина может разворачиваться на 360 градусов. Кстати, в первом варианте экомобиля все колеса были от велосипеда, но из-за веса машины они сразу сломались. Старый двигатель Александр приобрел на аукционе в интернете. Редуктор пришлось вытачивать самому. Задние и передние фары от «Рено-19» подарил друг. Передний бампер от «Хонды-Цивик» парень нашел на свалке, однако тот оказался слишком широким, поэтому пришлось его разрезать, а потом склеить по нужному размеру. Руль и другие запчасти от «Ауди-80» тоже подарил друг. Кузов сделан из стеклоткани. От отцовских «Жигулей» осталось только стекло.
— Труднее всего было собрать электронный контроллер. Я даже не знал, что это такое. Почитал литературу в интернете. Первая попытка оказалась неудачной. Со второго раза сработало. Кстати, эту запчасть я сделал за 100 тысяч рублей, а в Америке она стоит 150 долларов, — рассказывает Саша.
Всего, по подсчетам парня, изготовление машины ему обошлось в сумму около 8 миллионов рублей.
Хотя сделать машину в гаражных условиях качественно с помощью рулетки, линейки и прямого угла не получилось, она легко, беззвучно заводится и движется в заданном направлении. Машина работает благодаря четырем аккумуляторам, которые обычно устанавливают на инвалидные коляски. Может развивать скорость до 35 км/ч. На заряженных аккумуляторах проезжает около 60 км по городу и до 100 км по прямой дороге. Весит экомобиль в три раза меньше, чем обычная легковушка. Так что даже если он заглохнет, дотащить до гаража такую машину проблем не составит. Несмотря на то что мощность машины — всего пять лошадиных сил, она умудряется буксовать зимой на снегу.
Сейчас на машину-самоделку уже есть покупатели — правда, дают всего 50 долларов (без аккумуляторов). На очереди у Александра новый проект — электрический мотоцикл. Завершить свое творение парень предполагает через два месяца. Двигатель в нем в 5 раз мощнее, чем в экомобиле, установлен редуктор от ВАЗа, разгоняться агрегат будет до 100 км/ч. А недавно Саше поступило предложение собирать детские машинки и зарабатывать на этом.

Справка «ВГ»
Электромобиль — автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от автономного источника электроэнергии (аккумуляторов, топливных элементов и т. п.), а не двигателем внутреннего сгорания. Электромобиль следует отличать от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и электрической передачей, а также от троллейбусов.

В тему
Электромобиль появился раньше, чем машина с двигателем внутреннего сгорания. Первое такое авто в виде тележки с электромотором было создано в 1841 году. Первый двухместный электромобиль русского инженера-изобретателя Ипполита Романова образца 1899 года передвигался со скоростью от 1,6 км до 37,4 км в час. Главным минусом электромобилей была их сложная система подзарядки. Электромобиль La Jamais Contente в 1899 году установил рекорд скорости на суше. Он первым в мире преодолел рубеж скорости в 100 км/ч и добрался до отметки 105,882 км/ч. Известный американский конструктор электромобилей Уолтер Бейкер достиг скорости 130 км/ч. А электромобиль фирмы «Борланд Электрик» проехал от Чикаго до Милуоки (167 км) на одной зарядке. На следующий день (после перезарядки) электромобиль вернулся в Чикаго своим ходом. Средняя скорость составила 55 км/ч.

кстати
22–23 мая 2010 года переделанная на электротягу малолитражка Daihatsu Mira EV японского клуба электромобилей проехала 1 003 километра и 184 метра на одном заряде аккумулятора. 24 августа 2010 года электромобиль Venturi Jamais Contente с литиево-ионными аккумуляторами установил рекорд скорости в 495 км/ч на дистанции 1 км на соленом озере в штате Юта. Во время заезда автомобиль развил скорость до 515 км/ч. 27 октября 2010 года электромобиль Lekker Mobil, переделанный из микровэна Audi A2, совершил рекордный пробег на одной зарядке из Мюнхена в Берлин длиной 605 км в условиях реального движения по дорогам общего пользования, при этом действовали все вспомогательные системы, включая отопление.