«Красная книга Гродно»: Доминиканская, 17 — бывший еврейский общественный приют

Сейчас этот дом может показаться не более чем случайно забредшей в исторический центр города хрущевкой.

Серая грубая штукатурка на стенах, современная столярка окон, отсутствие какого-либо архитектурного декора. Боимся предположить, но и внутри он, скорее всего, представляет собой такое же унылое зрелище. Ведь у нас так повелось — сначала к старому зданию пристраивают дополнительный этаж, перепланировывают, а потом на десятилетия забывают, чтобы в итоге навсегда вычеркнуть из списка памятников истории и архитектуры. Между тем перед нами одна из наиболее таинственных построек в нашем городе.

Первые достоверные сведения об этом здании относятся к середине позапрошлого века, когда здесь располагалась еврейская больница, а примерно в 1880-х тут нашел пристанище общественный еврейский приют. «Общественный» потому, что о сиротах заботилась вся еврейская община города, ведь опека над беспризорными детьми, особенно в иудаизме, всегда считалась общей обязанностью всех взрослых.
Однако даже поверхностный взгляд специалиста позволяет сделать вывод, что здание гораздо старше своего предполагаемого возраста. Дело в том, что на старых планах города в этой части Немецкого рынка (о котором мы уже писали) показан большой дом, возможно, ставший с позднейшими пристройками еврейским детским приютом. В пользу такой гипотезы говорят и старинные, с классическими кирпичными сводами, подвалы — галереи здания.
Если же набраться смелости и начать дальше строить предположения (впрочем, не такие уж и безосновательные), то можно попробовать провести параллель между этим зданием и первым в Гродно католическим монастырем августинцев. Или даже со стоявшим здесь когда-то храмом Святой Троицы, от которого, собственно, и пошло название двух улиц — Большой и Малой Троицких.
Когда-нибудь, вероятно, пускай даже в весьма отдаленной перспективе, этот дом ожидает капитальный ремонт. По этому поводу у нас есть одна маленькая просьба к архитекторам и строителям. Насколько это возможно, верните зданию его исторический облик — и, кто знает, возможно, вместе мы разгадаем еще не одну тайну гродненской истории.