Сергей Ковальчик: «Театр похож на футбольную команду»

Оказывается, у стадиона, где играют сильные мужчины, и храма Мельпомены много общего. Как Эдуард Малофеев спасал результат игр советской сборной, так хороший режиссер способен оживить труппу и привлечь зрителей.

Таково мнение главного режиссера Национального академического драматического театра им. М. Горького Сергея Ковальчика. Он впервые приехал в Гродно на гастроли. Мы поговорили с Сергеем об окупаемости и мюзиклах.

Что объединяет спорт и культуру?
— Театральная труппа — как футбольная команда: должна быть сыграна, уметь увлечь зрителя и удивить. Театр возникает на каждом спектакле, если артистам совместно с режиссером удается создать эффект праздника.
Неприбыльные аншлаги
Как в Беларуси, так и в России, в частности в Москве, расходы на постановки покрывают госбюджет или меценаты.

Сегодня известный драматический театр, дающий гастроли по всей стране и за рубежом, не в состоянии заработать?
— Драматический театр не окупается и никогда не окупался, это не секрет. Так было во времена Шекспира и Мольера, так продолжается сейчас. Около 45% прибыли могут дать сборы от продаж билетов, остальное — дотации из госбюджета или от богатых господ. Театр — затратное производство, никогда не знаешь, какой результат оно принесет.

Чем вам как творческому человеку интересны гастроли в Гродно?
— Для меня нет понятия «провинция». И столичный зритель, и житель даже меньшего города, чем ваш, ждет от театра праздника. Возможно, поэтому в репертуар гастролей в Гродно мы включили комедии. Все-таки лето, хочется порадовать людей хорошим настроением. Кроме того, мне лично хотелось еще раз посмотреть на Новый замок, где король Станислав Август Понятовский отрекся от власти.
Интерес вызывают
даже гвозди
Что вас привлекает в работе режиссера?
— Наверное, чтобы стать хорошим режиссером, нужно быть, фигурально выражаясь, либо гением, либо безумцем (в определенном смысле). Я ищу новые идеи. Но по большому счету мне интересно в театре все, от полета творчества до последнего гвоздя в подмостках.

Не боитесь разжалования из режиссеров в артисты?
— Повторюсь: не место красит человека, а наоборот. Не боюсь. Кроме того, я уже потерял квалификацию актера и не смог бы работать по этой специальности.
Что вам больше импонирует: хорошая актерская игра в постановке или полная реализация режиссерской идеи?
— Если бы не было хорошей режиссерской идеи, не увлекались бы актеры и, само собой, не было бы интересно зрителю. Всё связано.

Вы ощущаете какой-либо контроль за своим творчеством? За темами, интерпретациями, финансами?
— Нет, контроля не чувствую. Если финансы выступают во главе угла, следует говорить о шоу-бизнесе, как, например, у Филиппа Киркорова, который собирает стадионы и, наверное, зарабатывает на этом. Сегодня включается другой рычаг — моральная цензура. Ты должен быть на уровне, интересном твоему зрителю.
От Пане Коханку
до Иисуса Христа
Почему, кроме работы над мюзиклом «Иисус Христос — суперзвезда» Ллойда Уэббера, который совместно с автором либретто Тимом Райсом дал согласие на осуществление проекта, вы занялись еще и постановкой спектакля «Пане Коханку»?
— Первая репетиция спектакля прошла в Несвиже. Мне этот материал интересен, потому что сегодня в Беларуси не так много популярных исторических имен. Разве не нужно подумать, кто будет героем нашего времени в Беларуси? И к тому же даже на гастролях в России этот спектакль принимали на ура. Удивительно, но оказалось, россияне лучше понимают нас, чем мы сами себя. Они увидели нашу суть, белорусскую.
Гастроли в Гродно
Сергей выбрал комедии, стремясь «подогреть» хорошее настроение зрителя. Постановка «Русские водевили» рассказывает о том, как отец всеми силами стремится выдать дочь замуж. Спектакль «Идеальный муж» по одноименному произведению Оскара Уайльда представил заслуженный деятель искусств Российской Федерации Аркадий Кац. Завершила гастроли минчан «Интимная комедия». Спектакль в постановке Валентины Ереньковой только в марте этого года вошел в репертуар академического драматического театра имени М. Горького.