Сказочный домик стоит в Новом Свете

Старые заброшенные дома Нового Света... Как часто они, молчаливые, раскрывают свои тайны благодаря цепкой памяти старожилов. Собирая сведения по маленьким кусочкам, автор постепенно слагает, как мозаику, их историю.

На углу улиц 17 Сентября и Словацкого стоит ныне опустевший кирпичный двухэтажный дом удивительного вида, с заколоченными окнами и дверями. Многоярусная, покрытая черепицей крыша, мезонин с бетонным балконом, масса мансардных окошек, несколько крылечек и веранда, выходящая в сад, — вот что в первую очередь бросается в глаза прохожим.
Такие дома в Гродно возводили польские «осадники» в 20–30-е годы ХХ века, делая подрядчикам заказ на строительство по уже готовым каталогам и типовым проектам сообразно имеющимся в наличии капиталам. Архитектурный стиль здесь особый, близкий к конструктивизму, но более композитный. Здание напоминает сказочный пряничный домик с шоколадной крышей и окнами из леденцов.

Дом раскрывает свою тайну

Оказывается, дом был построен на земле, принадлежавшей князю Друцкому-Любецкому, в 1932 году ветеринарным врачом так называемой городской «резни», т. е. мясокомбината. Хозяин занимал весь первый этаж, а второй этаж сдавал Болеславу Жураковскому — начальнику ведомства управления акцизов и монополий, который прибыл в Гродно с женой и трехмесячным сыном Богданом в начале 1934 года.
Особо хочется остановиться на личности этого незаурядного человека, последние годы жизни которого тесно связаны с упомянутым домом. Болеслав Викторович Жураковский родился 15.12.1897 г. в Виленской губернии. В годы гражданской войны служил в Сызрани, где женился на русской — Евгении Ивановне Субботиной. Возвратившись на родину, окончил экономическо-юридический факультет Виленского университета. В межвоенный период занимал в Варшаве пост начальника отдела в министерстве финансов Польши. Как исключительно ответственный человек и профессионал, был переведен в Белосток на должность начальника ведомства акцизов и монополий, а через несколько лет — на такую же должность в Гродно. Накануне Второй мировой войны ему удалось купить
1 га земли в Луцке (Украина). Мечтая о будущем, Болеслав хотел по выходе на пенсию иметь свой дом на лоне природы, где в тишине и спокойствии мог бы провести с женой остаток жизни. Увы, судьба уготовила ему страшную участь.
В период оккупации Гродно акцизное управление было упразднено и, опасаясь угона в Германию, Болеслав был вынужден устроиться на табачную фабрику за Неманом. Ежедневно ему приходилось добираться на работу пешком. Согласитесь, немалый путь для человека в 45-летнем возрасте. В то тяжелое время он примкнул к движению сопротивления оккупантам и действовал в составе подполья.
Но случилось непредвиденное. В октябре 1942 года выпускник юридического факультета Варшавского университета Витольд Матушевский при попытке нелегально ввезти в Гродно из Грабово свиную тушу и самогон был задержан немецким патрулем. Матушевский без промедления убил из револьвера немецкого жандарма и тяжело ранил полицейского, а сам бежал в Варшаву. Гестапо арестовало 100 заложников, в основном из числа интеллигенции. Виновник инцидента не явился с повинной, и тогда шеф гестапо Фромм, неделю продержав своих жертв в тюрьме, приказал выпустить 75 человек на волю (в том числе и жену Матушевского), а 25 человек — расстрелять. 20 октября 1942 года, во вторник, приговор был приведен в исполнение на Фортах, в Наумовичах.
Среди расстрелянных был сам Болеслав Жураковский, основатель Гродненского зоопарка Ян Кохановский и его коллеги из польской гимназии имени А. Мицкевича, врачи, инженеры, военные. На произвол судьбы остались жена Жураковского и 9-летний сын Богдан. Они без проволочек были выселены из дома. Его заняла семья немца Жолиха — директора пивзавода. Теперь там слышалась только немецкая речь, а Бавере, 6-летней дочери Жолиха, категорически запрещалось играть в саду с местными ребятишками.
Сразу после окончания войны 12-летнему Богдану приходилось даже продавать на Скидельском рынке (ныне территория автовокзала) пуговицы, булавки и спички, чтобы кое-как вести полуголодное существование вместе с матерью, которая из-за болезни оказалась на его содержании.

После войны

После освобождения Гродно дом был передан в распоряжение горздравотдела, который разместил в нем основной корпус детских яслей №6. В яслях было открыто три группы: для деток грудного возраста (женщины приступали к работе спустя месяц после родов), от года до 3 лет и круглосуточная.
Шефы из Рембыттехники установили на территории яслей качели, песочницы, домики, горки, навесы, а также сделали новую ограду. В группах было по 35 малышей, и всех их хорошо обеспечивало государство (бесплатные пеленки, ползунки, рубашечки, одеяльца, подушки и т. д.). В доме была кухня, где готовили горячее питание, которое санитарная машина развозила в филиалы яслей №6 на улицах Медовой, 3 и Смирнова, 15. Волею судеб внучка Жураковского Алина в 70-е годы тоже посещала ясли в этом доме. Он верой и правдой служил детям до 1985 года.
После перевода яслей в детский сад №85 на БЛК здание было общежитием для работников городского отдела народного образования вплоть до недавнего времени. В данный момент инженерная группа отдела образования администрации Ленинского района
г. Гродно передала документацию в БТИ для решения вопроса о капитальном ремонте. Будем надеяться, что этот красивый дом качественно отремонтируют в ближайшее время. Хочется верить, что сохранится и чудесный фруктовый сад.