Дом свиданий с сюрпризом

Убогое жилье выдают за апартаменты для романтических встреч.

«Квартира для отдыха на сутки в романтическом стиле, с восточными ароматами, шелковыми подушками со стразами, кабельное телевидение» — такое заманчивое рекламное предложение в газете не останется без внимания потенциального клиента. Еще более интригует обещание конфиденциальности и незабываемых впечатлений.

Именно это объявление и стало причиной… обращений в милицию. Претензии граждан похожи — квартира, которую они снимали, мягко говоря, ничего общего с описанием в объявлении не имеет. Они утверждали: в жилье не то что романтическую встречу не проведешь — находиться невозможно. При этом хозяйка отказывается возвращать уплаченные деньги.

Тургеневская дамочка
По словам начальника ОВД администрации Октябрьского района Василия Надейко, по всем этим случаям проводили проверку, но в возбуждении уголовного дела по факту мошенничества было отказано. Вроде как состав преступления отсутствовал: деньги отдали — квартиру получили. Милиционеры советовали гражданам разбираться с хозяйкой в суде.
Вместе с тем домовладелицу жалобы клиентов не трогают, и она продолжает рекламировать свое жилище. Журналистка «Вечёрки» решила выяснить, что на самом деле происходит в злополучной квартире, и набрала номер, опубликованный в свежем экземпляре «рекламки».
На другом конце провода ответил бойкий женский голос: квартира в романтическом стиле в этот вечер оказалась свободна. Хозяйка за четыре часа в апартаментах запросила 65 тысяч рублей и предупредила: данные паспорта переписывает, документы забирает.
Расчет домовладелица назначила  не в квартире, а на улице. Оказалось, ей некогда заниматься клиентами, надо возвращаться домой в деревню. Нашу встречу женщина на вид лет пятидесяти, представившаяся Елизаветой Петровной*, сразу начинает с комплимента: «Да ты просто тургеневская девушка ХIХ века». Сама собеседница, судя по виду, из того же времени — шляпка набок, зонтик и витиеватый поток мыслей: будем ли зажигать свечи, куда можно зайти за шампанским и как включается горячая вода.
Отдаю деньги, мой вопрос о чеке женщина якобы не слышит. С трудом удается вклиниться в монолог собеседницы и потребовать расписку о том, что она забирает у меня водительские права. Только в конце беседы выясняется, что ключей от квартиры… нет. «Престарелая соседка только что там убрала и оставила двери открытыми», — на этой фразе мы расстаемся. И отправляемся с другом в квартиру восточных ароматов и шелковых подушек.

Одеколон «Гусар» и диван на кирпичах
Встречает меня деревянная, пошарпанная, с вырванным звонком дверь. Обстановка комнаты больше напоминает жилища, которые можно увидеть в кадрах из рейда по неблагополучном семьям на телеканале НТВ. Хлама здесь оказалось много: три видавших виды дивана на кирпичах вместо ножек, масса одеял и подушек (но ни одной шелковой со стразами), из белья — несвежие скомканные простыни.
Проверить, «тянет» ли кабельное телевидение по пыльному телевизору советского времени, не удалось: на стене отсутствовала розетка. Картину дополняли грязь и паутина, горшок с увядшими цветами на полу, пара старой обуви, мешок хлама и гора старых газет.
Кухня, как оказалось, «на замке». Ванну без эмали и рукомойник, на котором стоял одеколон «Гусар», видимо, давно никто не убирал. Туалет хоть и был относительно чистым, но поддерживал общий имидж квартиры брошенными на полу вместо коврика газетами.
Высказать свое возмущение «романтическим стилем» не удалось: как и предупредили милиционеры, телефон хозяйки оказался недоступен.
На следующий день надо было возвращать свои документы. На претензии журналистки, вошедшей в образ обманутой клиентки, хозяйка ответила: «Напишешь заявление в милицию, твоих прав тебе не видать».
После долгих «прений» решили в обеденное время встретиться в центре. Здесь я получила удостоверение, но только после того, как написала… заявление о том, что к гражданке претензий не имею, квартиру не снимала, денег не давала.

Хозяйка называет себя второй Маргарет Тэтчер
Решив наши спорные вопросы, Елизавета Петровна добреет, а узнав, что журналистка проводила эксперимент, приходит в восторг. И советует посмотреть гродненский форум, где о ней написано большое количество недовольных отзывов. Она называет себя второй Маргарет Тэтчер и признается, что подобно железной леди готова дать отпор любому:
— Ты же пойми, в объявлении «туманное» описание, никакой конкретики: я же не пишу, что есть белье и кухня. А тем, кто возмущается, что диван на кирпичах, советую смотреть в другие места, а не заглядывать под мебель. Когда совершат половой акт, значит, квартира отработала. А если я деньги верну, то буду чувствовать себя использованной, — задушевно рассказывает собеседница.
Хотя сама она опасается клиентов и признается, что предпочитает возвращать документы только на следующие сутки, когда выйдет весь пар. А если здоровенный парень приезжает на дорогой машине, сразу меняет планы или предлагает отправиться в апартаменты по другому адресу. «Меня другие люди просят сдавать их квартиры, чтобы налоги не платить», — поясняет она.
Пока игру в кошки-мышки с законом она выигрывает и с гордостью признает: «Схема с квартирой работает более десяти лет. За 15 лет на мне только 47 административных правонарушений и один проигранный суд с иском о защите чести и достоинства». Елизавета Петровна рассказала, что на нее составлялись протоколы за оскорбление милиционера и соседей, порчу документов (недовольных клиентов), непредставление жалобной книги, незаконные валютные операции и скандалы в милицейском участке.
Причину, по которой она не делает ремонт в родительской квартире, которую сдает, или хотя бы в ней не приберется, она объясняет экстравагантно: «Денег аренда приносит мало, основной доход — прописка в квартире иностранцев из азиатских стран. Да и не хочется развратникам предоставлять уютное гнездышко!»
Оказалась, Елизавета Петровна хочет стать писательницей и положить на бумагу все свои авантюры. Образование для этого подходящее — она филолог по профессии. Но пока ее талант пропадает в объяснительных милиционерам. «Не поверишь, но пишу я их так складно, как Дарья Донцова», — рассказывает она.
* Имя героини изменено по ее просьбе.   

 

Мнение эксперта

Юрист общественного объединения «Гродненское общество защиты потребителей» Жанна Гостяева:
— Случай подпадает под п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которым граждане могут требовать расторжения договора (в том числе устного) и возвращения уплаченных денег за то, что им предоставили ложную информацию о товаре.