«Красная книга Гродно»: Будённого, 41 — бывшее железнодорожное депо

Как бы это ни казалось кому-то странным, но в современном Гродно почти не осталось материальных свидетельств того, что именно через наш город прошла первая в Беларуси железная дорога.

Бывшее гродненское железнодорожное депо по улице Будённого

Теперь ее можно увидеть только на старых фотографиях: в годы войны была разбомблена станционная водонапорная башня, уже позже снесли старейший в республике железнодорожный вокзал, а недавно разобрали клепанный цельнометаллический мост над путями в районе проспекта Космонавтов, на тот момент — самый старый мост города. Уцелел один-единственный объект: дом за зоопарком по адресу Будённого, 41.
Возможно, увидев это трехэтажное здание в первый раз, вы можете испытать легкое разочарование. Однако присмотревшись, понимаешь, что перед тобой очередная гродненская загадка. Печные трубы над крышей, толстые стены серого цвета со сравнительно небольшими окнами и, самое главное, мощные крытые черепицей контрфорсы-подпоры на углах и вдоль стен делают этот дом больше похожим на средневековый замок.
За свою более чем столетнюю историю дом сильно изменился. В момент постройки он не имел ни этажей, ни межкомнатных или даже чердачных перекрытий. Это было первое депо для стоянки и ремонта паровозов в нашем городе. Рельсы вели прямо внутрь здания, локомотивы заезжали туда через ворота в торцевой стене. Кстати, эти заложенные кирпичом ворота сейчас освобождены от обвалившейся штукатурки, благодаря чему нам легко представить, какими небольшими были первые паровозы по сравнению с современными тепловозами.
После Первой мировой войны габариты поездов значительно увеличились, и здание уже не могло вместить их, поэтому и было решено перестроить его под жилой дом для работников железной дороги. Нужно сказать, что неизвестный архитектор справился с поставленной задачей мастерски. Дом приобрел черты популярного в то время стиля необарокко. Гостей города уже около вокзала встречала небольшая «крепость», напоминая им о славной истории Гродно.
В таком виде этот дом дожил до сегодняшнего дня. Сейчас в нем не осталось жителей, решается его дальнейшая судьба. Нам же хочется верить, что и следующие поколения гродненцев смогут увидеть этот дом, причем не только на старых фотографиях. А лучше всего — как музей гродненской железной дороги.