Таксисты делят город

Такси становится дорогим удовольствием. Водители отмечают: клиентов стало меньше. Но, несмотря на это, услуги могут снова подорожать.Вместе с тем, как говорят таксисты, назрел конфликт между официальными перевозчиками и нелегалами. По их словам, чернофлажники заняли самые «рыбные» места: ж/д и автовокзалы, рестораны и стоянки возле дискотек.

За последние полгода службы такси поднимали стоимость своих услуг два–три раза. Если еще в конце сентября прошлого года минимальный платеж был в среднем 10 тысяч рублей до 2-х км, а каждый последующий километр стоил 2 000, то на сегодняшний день поездка до 2-х км обойдется в 16–18 тысяч рублей, а каждый последующий километр — 2 000–3 000. Таксисты считают, что это не предел и минимальная поездка должна стоить 25–30 тысяч рублей.

Цены поднимут, чтобы удержать водителей
По словам таксистов, основная причина подорожания услуг — повышение цен на топливо, а также на ремонт и обслуживание автомобиля.
— Автомобили все иностранные, детали на них приходится везти из-за границы. К тому же большинство машин новые — до 10 лет, их отремонтировать дороже, чем старые, — пояснил директор одной из служб такси Сергей Левчик.
По словам нашего собеседника, еще одна причина повышения цен на услуги такси заключается в том, что весь автопарк — личные автомобили водителей. И во многих фирмах ремонт и обслуживание машины производится за счет водителя. Поэтому сдерживать цены за счет отмены маршрутов или сокращения количества рейсов, как это делают маршрутчики, невозможно, нужно поднимать зарплаты водителям, иначе они уйдут из фирмы.
— Цены нужно повышать разумно, чтобы не отпугнуть клиентов, число которых в последнее время и без того сократилось примерно на 30%, поскольку люди пересели на маршрутки и общественный транспорт, — пояснила исполняющая обязанности директора одной из служб такси Наталья Кошечкина.

Машина с бордюра вдвое дороже
Между тем сами водители такси считают, что хорошо зарабатывать и работать легально сложно. Лицензия на перевозку пассажиров, техосмотр автомобиля, медосмотр водителя и налоги обходятся в 2–3 миллиона рублей. С повышением цен, как отмечают в службах такси, автопарк сильно сократился, так как большинство водителей перешли на бордюр. Как выяснилось, тарифы, которые они выставляют, как правило, выше, чем у легальных перевозчиков в полтора-два раза.
— Не раз к нам звонили обиженные клиенты и рассказывали, что якобы наш таксист взял с них вдвое больше. Недавно был случай. Девушка села в машину с бордюра, ехала от «Альфа-Центавры» в Грандичи, а потом в Лососно и заплатила 80 тысяч рублей. По нашим подсчетам, эта поездка ей обошлась бы максимум в 50 тысяч. Оказалось, водитель у нас никогда не работал, но таксует под маркой нашей фирмы, — сетует заместитель директора одной службы такси Марина Лешко.

Такси под черным флагом
Оказалось, большинство чернофлажников — те, кто раньше работал легально. После ухода из фирмы они оставляют наклейки, номерные знаки и даже плафон и продолжают таксовать. Отличить нелегала от официального перевозчика невозможно. По этому поводу в службах такси предупреждают: лучше вызывать машину по телефону.
Как выяснилось, налоговая, Транспортная инспекция и ГАИ регулярно проводят проверки, раз–два в неделю. Однако реально установить факты нелегальной предпринимательской деятельности удается нечасто. Для этого нужно проехать вместе с чернофлажником, оплатить поездку, потребовать чек, потом привести в налоговую и в присутствии понятых составить протокол. Только в этом случае суд сможет привлечь водителя к ответственности. Как сообщил начальник отдела контроля Транспортной инспекции по Гродненской области Сергей Акуленко, если раньше, к примеру, в 2007 году, как правило, у них конфисковывали автомобили, то теперь чернофлажников привлекают к административной ответственности. Как правило, им грозит штраф до 10 базовых величин. Но практика показывает, что нелегальному таксисту проще заплатить эту сумму, чем каждый месяц отчислять налоги.

Справка «ВГ»
Всего в Гродно зарегистрированы 400 индивидуальных предпринимателей и 39 частных фирм, которые перевозят пассажиров в такси.

В тему
Всего в области в прошлом году инспекциями Министерства по налогам и сборам было проведено более 160 внеплановых оперативных проверок. В результате было выявлено около 170 нарушений законодательства, из них 73% допущено физлицами, которые осуществляли пассажирские перевозки нелегально — без государственной регистрации и уплаты налогов. Как сообщил главный государственный налоговый инспектор отдела оперативных контрольных мероприятий инспекции МНС по Гродненской области Андрей Тихонович, около 80 водителей были привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 25,9 млрд. рублей, столько же арестовали автомобилей — на сумму 1,9 млрд. рублей, 49 водителям вынесли предупреждения и доначислили единый налог.

Кстати
В ноябре 2011 года сотрудники инспекции МНС по Гродненской области вместе с районной инспекцией провели внеплановую оперативную проверку одной из служб такси. Оказалось, что в этой фирме в течение трех месяцев два водителя работали под черным флагом, выполнили более 330 нелегальных заказов на общую сумму
2 550 000 рублей. В результате были привлечены к административной ответственности и получили штрафы в крупных размерах.

А как в Минске?
Как выяснилось, в Гродно услуги такси одни из самых дорогих. Об этом говорят и сами таксисты, и те, кому приходилось воспользоваться услугой в столице. Как сообщил директор одной из служб такси в Минске Владимир Рыбаков, в среднем минимальный платеж до 3-х км стоит 15–20 тысяч рублей, каждый последующий километр — от 3 000 до 3 600 рублей. Правда, есть службы, где один километр стоит пока 2 500 рублей.

Как отличить нелегала?

Легальные такси можно отличить от «черных» по опознавательным знакам. Это желтые полосы на автомобиле с определенным количеством и расположением шашечек, плафон, обязательно в салоне машины должна быть визитка водителя (фото и ФИО водителя, название фирмы, номер лицензии), таксометр и таблица с тарифами на услуги. И самое главное — не стоит садиться в такси с бордюра, лучше вызвать машину по телефону.