Последний рейс

На прошлой неделе в среду прямо во время рейса умер водитель городского автобуса Яков Байрашевский.

Прохожие рассказали, что переполненный пассажирами №17-й внезапно пересек разделительный газон и врезался в гараж. К этому времени водитель уже умер. Причиной трагедии, по предварительной версии медиков, стала остановка сердца. Новость о случившемся взбудоражила весь город. (Фоторепортаж с места события можно увидеть здесь).

Пассажиры пытались выпрыгнуть прямо на ходу
— Я ехал с ним от 28-й школы, что на Девятовке. Яша предложил сесть в кабинку погреться, но я отказался — по правилам нельзя, за это контролеры на остановках могут составить акт — и встал у окошка, — рассказал водитель автопарка Виктор, который оказался свидетелем случившегося.
Еще на Советской площади мужчина заметил, что другу стало плохо. Доехали до филармонии. Виктор предложил Якову выйти подышать свежим воздухом, но тот сказал, что ему уже полегчало, выпил немного воды, закрыл двери, глянул в салон и поехал дальше.
— Спустя несколько секунд он весь посинел, начал заваливаться на бок. Автобус стал съезжать на соседнюю полосу, а потом и вовсе выехал на газон. Яша в бессознательном состоянии продолжал жать на газ. Я попытался ухватить руль, но через окошко дотянуться не смог. Пассажиры стали паниковать, некоторые собирались выскочить из автобуса прямо на ходу, я попросил всех отойти назад, — Виктор до сих пор не может сдерживать волнения. Мужчина с трудом пытался восстановить в памяти моменты произошедшего, так как испытал сильнейший шок. Не помнит даже, как скоро приехали сотрудники ГАИ и скорая помощь.

Перерабатывают, чтобы заработать

По мнению большинства рабочих автопарка, с которыми мы встретились во время пересменки в прошлый четверг, переутомление — наиболее вероятная причина трагедии.
— Иначе как можно объяснить, что здоровый мужчина, который никогда не жаловался на самочувствие, вел здоровый образ жизни, не пил — вдруг умер, — недоумевают водители.
Они признаются, что сама по себе работа нервная и занимает много времени, отдыхать почти не приходится. Особенно не-удобно тем, кто работает на разрывах: утром выходит на пару часов, потом отдых, потом еще на несколько часов на работу. Но они даже рады этому, так как есть возможность получать хорошую зарплату. Некоторые, как выяснилось, за месяц проезжают по 250–300 часов (хотя норма — 216, если работать по 8 часов в день и только с одним выходным, а им приходится трудиться и по 9 часов в день).
Первый заместитель директора по перевозкам ОАО «Автобусный парк
г. Гродно» Владимир Новик не согласен, что водители устают: «В 80-е годы отработка рабочего времени была примерно на 30–40% больше, чем сейчас».
По его словам, водители работают как положено по трудовому законодательству — в среднем по 8–9 часов в день, режим труда и отдыха соблюдается. За месяц они могут перерабатывать максимум до 15 часов (по закону переработка может быть 10 часов в месяц). Меньше четырех выходных в месяц у них не бывает.

Две минуты на осмотр
Между тем известно, что в роковой день, перед рейсом Яков Байрашевский, как и все, проходил медосмотр в здравпункте автопарка. Об этом есть записи в журнале регистрации и путевом листе. Как сообщила старший фельдшер здравпункта автопарка Татьяна Гресь, здравпункт работает круглосуточно, так что без штампа в путевом листе механик не выпустил бы водителя в рейс.
К слову, в группу риска по заболеваниям сердца мужчина не входил, на повышенное давление никогда не жаловался. За 5 лет, что он работал в автопарке, всего три раза обращался к терапевту — дважды с ОРЗ и один с бронхитом. Имеется справка о прохождении водительской медкомиссии, которая действует до конца сентября 2012 года.
— Фельдшер всегда измеряет давление тем, кто стоит на контроле в диспансерном пункте. Конечно, сделать это всем, когда за час через кабинет проходит около 30–40 водителей, не получается, — добавила Татьяна Гресь.
Смерть Якова Байрашевского стала трагедией для всего автопарка. Знакомые вспоминают его как человека доброжелательного, спокойного, всегда улыбчивого. Очень болезненно и со слезами на глазах пережил потерю друга его напарник Костя. В тот роковой день он должен был сменить Якова буквально через полтора часа на остановке автопарка, тому оставалось сделать еще один круг.
— Он всю жизнь проработал водителем автобуса: сначала в Слониме, потом в Скиделе, затем переехал в Гродно, — рассказала Марина Якимович, заместитель директора по кадрам ОАО «Автобусный парк
г. Гродно». — У него остался сын. Он сейчас служит в армии. Яша всегда мечтал, что, когда тот вернется, возьмет его в напарники…

Кстати
Как выяснилось, случаи, когда водители умирают за рулем, были раньше. Как сообщил начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Евгений Дудко, похожий случай произошел в Лиде в марте 2010 года. Молодой водитель городского автобуса въезжал в небольшой тоннель под железнодорожным мостом, и в этот момент у него случился сердечный приступ. Автобус врезался в попутный грузовик. К счастью, в том ДТП никто из пассажиров не пострадал.

Как должен проводиться медосмотр водителей перед рейсом?
Как пояснила заместитель главного врача УЗ «Гродненская центральная городская поликлиника» Елизавета Чикалова, перед каждым выездом в рейс водители должны проходить медосмотр. Фельдшер обязана поинтересоваться, как водитель чувствует себя, измерить ему артериальное давление и пульс, если есть жалобы, еще и температуру. Обязательна проверка на алкотестере (он должен быть в наличии в здравпункте). Кроме того, во всех транспортных средствах, в том числе и в автобусах, должны быть аптечки первой помощи (бинты, вата, валидол, сердечные капли и другие средства). Также каждый водитель должен иметь справку о состоянии здоровья (о прохождении водительской медкомиссии). Ее выдают на срок от 1 года до 5 лет в зависимости от состояния здоровья, возраста водителя и автомобильной категории.