Почему в Гродно закрылся филиал консерватории?

За месяц до срока подачи документов в вузы проверили филиалы при Белорусской Государственной Академии Музыки. В начале июля в Гродно, Бресте, Витебске и Молодечно их закрыли. Абитуриентам предложили поступать в Минск или Могилев, студенты тоже были вынуждены срочно менять место учебы.

Правда, при высоких конкурсах в Академию музыки, у нас… набора не было. Студентов в гродненском филиале было всего 32 человека, из положенных 100. Так что, возможно, мера вызвана еще и тем, что работа в Гродно была просто нерентабельна.
По словам директора Гродненского музыкального колледжа Алексея Солодухина, пока преподаватели работали по совместительству и в колледже, и в академии, гродненский филиал консерватории считался лучшим в Беларуси. А когда было поставлено условие, создать собственный штат сотрудников, лучшие преподаватели колледжа просто не отважились перейти в новую, пока нестабильную структуру.
Проверка показала, что в регионах филиалы высшей музыкальной школы не соответствовали действующим нормам. Для гродненского причинами закрытия стали: одно здание с музыкальным колледжем, одни инструменты для учащихся академии и колледжа, низкая загруженность преподавателей.
Я дозвонилась теперь уже бывшему руководителю учебной и воспитательной работы Гродненского филиала БГАМ Владимиру Лебецкому.
— Скажите, когда создавался филиал, он тоже не соответствовал нормам, или что-то изменилось?
— Изначально, в 2002 году, структура создавалась на базе музыкального колледжа. А позже, в 2009-м, стала филиалом консерватории. Но это предполагало совершенно другие условия: необходимо было построить отдельное здание и нагрузка у педагогов должна быть соответствующей. А у нас едва ли на ставку набиралось. В нестабильной экономической ситуации строить новое здание, да еще и с таким низким набором учащихся просто смешно.
Впрочем, закрыли филиалы вполне предсказуемо. Зачем в стране каждый год, в каждом из городов (а их 6), плюс столичный филиал и основной корпус БГАМ, выпускать по сто дипломированных специалистов? Куда их отправлять работать? Музыкальные школы и колледжи заполнены педагогами. А распределяться на работу в городской поселок или деревни, получив консерваторское образование, не очень привлекательно.
Татьяна, учащаяся второго курса филиала:
— К нам приезжала ректор консерватории, доктор искусствоведения, профессор Екатерина Николаевна Дулова и с каждым из нас беседовала индивидуально. Она сообщила нам о закрытии филиала и о переводе нас в Минскую академию музыки (консерваторию), или в Могилевский филиал (на выбор). Конечно, все учащиеся филиала выбрали Минск, ведь это престижно. Конечно, возникли проблемы с жильем, и пришлось иначе планировать свою жизнь. Но приходится мириться.
Большой плюс в том, что студентам, которые перешли на пятый курс позволили закончить обучение у своих педагогов, ведь переходить в конце обучения к новым учителям весьма сложно, а перед выпуском — рискованно. Но ездить на уроки, консультации они все равно будут обязаны в головной корпус академии.
Мария, выпускница музыкального колледжа:
— Я планировала поступать в филиал академии к своему педагогу, который у меня вел специальность все это время в колледже. Закрытие филиала сломало все планы. В такой неустойчивой экономической ситуации ехать в Минск нет ни возможности, ни желания. Так что я решила остаться в городе и поступить в университет им. Янки Купалы, опять же, к своему педагогу, который также преподает и в университете.

Как повлияло закрытие филиала на педагогов

Наталья Горбунова, преподаватель камерного ансамбля:
— Закрытие филиала воспринято с болью, с сожалением. Ведь камерный для меня это любимое дело. Я руковожу камерным составом в капелле, и в филиале отдавала себя камерной музыке. Дети показывали хорошие результаты, занимались с отдачей. Мы за столько лет стали привязаны друг к другу. В музыке, поверьте, это очень важно. А тут — любимая часть жизни оказалась изъятой.
Несмотря на все изменения и, казалось бы из-за закрытия филиалов, огромный конкурсный отбор, все выпускники Гродненского музыкального колледжа, а это три духовика, два народника, два пианиста, два скрипача, альтистка и два хоровика, поступили учиться в Минск в Белорусскую государственную академию Музыки.

Справка «ВГ»
Из множества музыкальных специальностей в Гродненском филиале БГАМ учились пианисты, гитаристы, цимбалисты, скрипачи, виолончелисты, баянисты, аккордеонисты и академический хор. Из них на гитаре, скрипке, виолончели учились по одному человеку.