Из-за ошибки компьютера на одно место в автобусе продавали несколько билетов

Накануне Пасхи в автобус «Гродно — Новогрудок» на рейс в 18.40 вместо 53 билетов было продано 86. Водитель отказывался ехать, а сотрудники автостанции не знали, что делать.

«Пассажиры с билетами до Скиделя и Щучина, 28 человек, выходите из автобуса и сдавайте билеты», — деловито сказала контролер, стоя возле дверей. Некоторые вышли, другие спросили: «И что будет? Вы организуете дополнительный рейс?» «Добирайтесь, как хотите», — услышали в ответ.
Народ возмутился: «Почему вы не хотите как-то решить проблему?» А контролер просто разводила руками: «Виноват компьютер. Вам надо — идите и разговаривайте».
Но покидать салон никто не хотел. Многие боялись, что, пока они будут вести переговоры, автобус уедет. «Давайте просто оставаться на своих местах, — предложила девушка. — Не будут же они людей силой выводить? У нас есть билеты». В течение получаса к автобусу несколько раз подходили и водитель, и контролер, напоминая о том, что некоторым пассажирам лучше выйти. «Как я повезу столько людей?» — говорил в сердцах водитель и снова уходил в диспетчерскую.
Пассажирам обещали вернуть деньги за билеты. Но накануне Пасхи многих уже ждали родственники и друзья, никто не желал резко менять свои планы. Каким-то образом водителя уговорили ехать так. Переполненный автобус с опозданием на 40 минут отправился в путь. Кто-то узнал, что в салоне по ведомости едет 71 пассажир. На 18 человек больше, чем положено.
Как рассказал директор гродненского автовокзала Виктор Чижик, во время продажи произошел компьютерный сбой. На прошлой неделе больше билетов, чем нужно, было продано на два рейса пятницы: «Гродно — Новогрудок» и «Гродно — Корнадь». Такое случилось впервые, поэтому весь день в понедельник сотрудники выясняли, почему техника начала капризничать.
Четкой схемы действий в ситуации подобного форс-мажора автовокзал не имеет.
— На все случаи жизни инструкцию не утвердишь, — сказал Виктор Чижик. — В тот вечер мы созванивались с автобусным парком, просили дать дополнительный автобус. Но оказалось, что свободную машину направили за пассажирами сломавшегося в пути автобуса. Тем, кто захотел сдать билеты, мы вернули деньги.
Похоже, вопрос о том, чтобы пойти на дополнительные издержки и любым способом доставить пассажиров, даже не стоял. Можно было подумать и об элементарных вещах. В частности, предупредить коллег из других городов, чтобы там не продавали билеты на этот рейс, а пассажиров с уже купленными квитками посадили на другие рейсы. Например, в Скиделе водитель не взял парня, у которого был билет. В Лиде тоже некоторые пассажиры ждали автобус напрасно.

Комментарий эксперта
Председатель Гродненской городской организации общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей» Вадим Рыжкевич:
— Пассажиры являются потребителями услуг по перевозке пассажиров. В том, что билетов продали больше, чем было мест, виноват автовокзал. Поэтому организация должна была оказать услугу в полном объеме. Например, выделить дополнительный транспорт и отвезти людей, разместить пассажиров на другие, более поздние рейсы. Либо с согласия пассажира возвратить деньги за билет и извиниться.
Согласно статьи 18 Закона «О защите прав потребителей», пассажиры имеют право написать заявление и потребовать компенсацию морального вреда. Если кто-то вынужден был купить более дорогой билет, либо понес другие материальные затраты, может потребовать их компенсировать. Правда, нужно иметь на руках документы, которые это подтверждают.