От Кузницы до белорусской границы за поездами «наблюдает» 135 видеокамер

Польский взгляд на малое приграничное движение и работу международных переходовЖелезная дорога от Кузницы до белорусской границы стала «прозрачной». Теперь легендарный поезд Кузница—Гродно, где в вагонах нет, наверное, ни одного заводского крепления, движется под пристальным взглядом 135 видеокамер.

Увидим каждый метр границы
Таким образом польская сторона пытается обеспечить безопасность во время движения. С другой стороны, весь железнодорожный пункт пропуска «Кузница—Гродно1» сегодня модернизируется.
Как сообщила руководитель отдела текущих инвестиций в отделе инфраструктуры управления Подлясского воеводства Эльжбета Малышко, в конце прошлого года на этом пропуске с польской стороны провели крупную реконструкцию. В частности, кроме мониторинга видеокамерами, установили освещение на всем протяжении дороги.
— Планируется также построить здание фитосанитарного пункта, а в перспективе — создать лучшие условия для товарного оформления и таможенного досмотра пассажиров международных поездов, — рассказала Эльжбета Малышко.
Кроме того, идет масштабная реконструкция в рамках Программы трансграничного сотрудничества «Польша, Украина, Беларусь» и на пограничном переходе «Песчатка—Половцы» (переход с нашей стороны находится на территории Брестской области, Каменецкий район, а с польской стороны — в Подлясском воеводстве. — Прим. авт.).
Этот проект партнерский и затронет обе стороны границы. Объем инвестиций составляет 10,9 миллиона евро. В результате после реконструкции (в 2012-м году) переход станет не межгосударственным, а международным. Пересекать границу здесь смогут граждане всех стран.

А Германа все нет…
Кроме того, модернизируя переходы, не забывают и об интересах крупного бизнеса: недалеко от границы с Беларусью строится крупнейшая в Европе фабрика Ikea.
По словам пресс-секретаря воеводы Подлясского Иоланты Гадек, в воеводстве изучается активность бизнес-кругов в приграничных районах. Здесь заинтересованы в создании инфраструктуры для того, чтобы свободно осуществлять товарное движение между фирмами и производствами. Особенно это актуально в рамках малого приграничного движения.
О важности момента говорит и визит 20 февраля в Кузницу президента Польши Бронислава Коморовского. Посетил президент и погранпереход в Кузнице, а также встретился с руководителями самоуправлений. Все отмечали, что бизнес, да и местное население находятся в ожидании момента, когда вступит в силу белорусско-польское Соглашение о малом приграничном движении.
Все готово, все готовы, как уверяют, и с нашей, и с польской стороны, однако долгожданная дата 1 апреля так и не стала историческим моментом. Соглашение хотя и ратифицировано, но действует пока только на бумаге. Кроме того, после того как белорусская сторона передаст польской последние документы, должен пройти месяц до того, как начнут оформлять первые удостоверения Участника малого приграничного движения. Напомним, удостоверения заменят визу на территории 30-километоровой зоны от границы. Несмотря на официальное похолодание между нашими странами, тем не менее оживления на границе все-таки ждут.
Кстати, подсчитали, что активность на границе после вступления в силу Соглашения может увеличиться примерно на 20%.

Долгое ожидание перед шлагбаумом
Впрочем, и без того в последнее время желающих поехать за границу становится все больше. По данным таможенной палаты Белостокской, если в 2008 году через пункты пропуска на территории Подлясского воеводства въехали и выехали около 3 миллионов человек, то в 2010-м — уже более 3 миллионов 800 тысяч человек.
Утомительное ожидание на границе — примета сегодняшнего дня, однако таможенники уверяют: очереди стали меньше и даже готовы обеспечить более интенсивное движение.
— У нас примерно полгода как открыты «зеленые» каналы на переходах для тех, кому не требуется таможенное оформление, — говорит заместитель директора таможенной палаты в Белостоке Матей Филончук, — правда, значительная часть белорусов выбирает «красный» канал, чтобы вернуть ваты. А это процедура, которая требует проверки и времени.
И действительно, когда мы приехали на границу в Кузницу, 2 «зеленых» канала были пусты, а на «красный» выстроилась большая очередь.

Почему же так мало недовольных?
Судя по письмам и звонкам читателей «Вечёрки», многим не нравится часами ждать. А приходится: сначала до шлагбаума, где выстраивается единый поток автомобилей и «свои» пропускают «своих», потом пограничника, потом таможенника, потом оформления документов на возврат НДС (ваты). На «красном» канале порой приходится стоять часами.
— Но почему тогда так мало недовольных? — спрашивает пресс-секретарь коменданта Подлясского отдела пограничной службы Анна Войтик. — За прошлый год мы получили всего около 20 заявлений. А ведь каждая жалоба подробно разбирается, мы отправляем ответы. Например, если человек ждет и видеокамера подтвердила это, всегда можно проверить, почему и кто виноват.

Две пачки сигарет и 16 бутылок пива…
Если челноки из Беларуси прекрасно знают, что и сколько можно ввозить на территорию Польши, а значит, и Евросоюза, то обычные граждане находятся в затруднении.
Вот основные ограничения. Норма беспошлинного ввоза сигарет — 2 пачки (40 штук). В автодорожных пунктах пропуска — литр алкогольных напитков выше 22 градусов (на упрощенных переходах — 0,5 литра), личные вещи в багаже по стоимости не должны превышать
300 евро. А вот пива можно везти 16 литров.
Подробный список на русском языке можно прочитать на сайте www.customs.gov.by в разделе «Путешественникам».
Если случаев, когда ставили штампик «аннулировано» на страничке паспорта по случаю провоза пива в Польшу, не было, то провоз сигарет — самое массовое нарушение. Так, в прошлом году польские таможенники и пограничники задерживали за нарушение нормы (2 пачки) 17,5 тысяч раз. Изъяли 67 миллионов штук сигарет.
— Кроме того, если учесть, что задерживают табачные изделия еще и на рынках, у магазинов, реальная цифра нелегального экспорта может быть значительно больше, — говорит Матей Филончук.

30 вьетнамцев в белом бусе
В прошлом году, в конце августа, польские пограничники задержали самую крупную группу нелегальных мигрантов за последние годы. Когда открыли белый микроавтобус, на дне обнаружили 30 вьетнамцев, среди них было несколько женщин. Но чаще всего партии гораздо меньше, и бегут на Запад в основном грузины, правда, в последнее время появились бразильцы. Об этом рассказал начальник отдела по работе с иностранцами Мирослав Лис.

От редакции
Поездка в Белосток и встреча журналистов «Вечернего Гродно» с представителями пограничных и таможенных служб Подлясского воеводства организована при поддержке Генерального консульства Республики Польша в Гродно.

Кстати
В последнее время на польской границе появились новые современные приборы контроля. Например, рентген-установки для просмотра багажа, видеоэндоскопы, детекторы для распознавания наркотических веществ. Так что можно не раскручивать машину в поисках тайника.