За «потребительский патриотизм» нужно платить

Не надо думать, что все дорожает. Цены то растут, то падают. Есть товары, которые дешевеют: например, сейчас это бытовая техника, обувь, мебель — надо просто следить за распродажами.

Причин тому, что растут цены, несколько. К примеру, государственное регулирование. Государство как бы подталкивает предприятия увеличивать цены, либо само их устанавливает, повышая закупочные цены на определенные группы товаров. Мы видим это на примере сахара, алкогольных напитков, круп.
Не надо думать, что если государство регулирует цены, то они будут низкие. Практика показывает и обратное. Если у нас регулируют цены на мясо, то для потребителя они в два раза выше, чем в Польше. Или вина, цены на которые в нашей стране больше, чем в Европе.
Другое дело, что нужно все сравнивать. Если мы посмотрим, во что обходятся населению коммунальные услуги, станет ясно, что в нашей республике они дешевы, и только благодаря тому, что их регулирует государство. Если сравнить даже с соседями, у нас низкие цены на горюче-смазочные материалы (бензин, дизтопливо), на сигареты — на сегодняшний день они в России дороже, чем у нас. Возьмем цену на водку. Несмотря на то, что цены на нее растут, все равно они низки в сравнении с ближайшими регионами.
Надо иметь в виду, что нормативная база на сегодняшний день предусматривает, что предприятие имеет право увеличивать цену в пределах 0,9 процента в месяц. Таким образом, за год на законной основе можно получить рост на 10 процентов.
Иногда цены растут и по причине высоких торговых надбавок. Государство отменило их пределы, и те бизнесмены, которые ставят целью получение максимальной выгоды, используют это. Многие не имеют собственных площадей — следовательно, в цену забивается аренда, а она дорогая. Если бизнесмены строятся и берут кредиты, затрат еще больше. И все перекладывается на конечного покупателя.
Важный момент — низкая конкуренция. На сегодняшний день, многие позиции, которые существуют на рынке, можно купить дешевле в России, в Польше, но белорусские предприятия просто не имеют права их привезти. К примеру, была в одном из торговых предприятий дешевая российская мука — что дальше, догадайтесь сами. Это делается для того, чтобы  поддерживать белорусского производителя: зачем платить деньги российскому рабочему, если есть свой? Но за то, что поддерживаем, вынуждены и переплачивать. Это своего рода плата за «потребительский патриотизм», который поддерживается государством.
Есть и вопрос, который связан с тем, что многие предприятия просто не умеют управлять ценовой политикой, не используют маркетинговые ходы, те же промоакции, скидки. И еще есть такой фактор, как чрезмерный аппетит некоторых представителей бизнеса.
…На сегодняшний день покупателю нужно изучать рынок. В Советском Союзе в любом населенном пункте на один и тот же товар была одна цена. Сегодня по-другому. Цена может меняться в зависимости не только от места, но и от времени, и других факторов. На сегодняшний день цена на один и тот же товар может отличаться на 50–70 процентов, а иногда в разы. Это порой непонятно старшему поколению. Пожилые люди сильнее страдают, потому что часто привязаны к определенному месту (магазину, рынку).
Тем не менее, чтобы сэкономить, надо покупать товары по акциям, на скидках. При хорошей цене имеет смысл взять не одну штуку, а  несколько упаковок, чтобы не переплачивать до следующей скидки. Второе: на мой взгляд, следует пересмотреть привычку покупать на рынках. Некоторые до сих пор думают, что там дешевле, чем в магазине. Вместе с тем, широкоформатные торговые объекты покупают большие партии, получая по всей стране скидки и в итоге формируя более выгодное предложение для покупателей. Третье: по возможности не отказывайтесь от шопинга за границей. Скажем, в Европе сейчас сезонные скидки до 70 процентов.

Что будет дорожать дальше
Есть товары, цены на которые зависят от стоимости на бирже. Когда  дорожают мировые тренды — к примеру, кофе — то и у нас он будет дорожать. Определенно можно сказать, что будут расти цены на коммунальные услуги. Если в соседней Польше сумма составляет 150 долларов, и у нас со временем будет такая же цена. Будут расти цены на топливо. Это однозначно. А также — на алкоголь и табак.

 

Александр Белоусов,
Кандидат юридических наук, заведующий кафедрой «Коммерческая деятельность и международные экономические отношения» ГрГУ им. Я.Купалы.