Стеклянный мальчик стал на лыжи

Стеклодувы ничем себя не ограничивали: одни педантично создавали формы, другие небрежно  покоряли стихии.

В городском выставочном зале можно увидеть как шокирующего пупса-лампочку, так и приятные взору снежные горы, застывший  космос, хрупкие головоломки. Открылась выставка по итогам международного симпозиума стеклодувов, который прошел осенью в Березовке на базе ОАО «Стеклозавод «Неман».
По словам главного художника Ольги Подлипалиной, несмотря на то что наши мастера  активно выезжают, это был первый пленэр гутного (сделанного горячим способом) стекла, который устроили именно в Березовке. Спонсорами симпозиума стали Министерство культуры Беларуси и сам стеклозавод. Приехали стеклодувы из Венгрии, Латвии, Литвы, России, а также белорусские.
На две недели завод стал популярным местом для экскурсий. Все работы гостей делались открыто для публики. Российский профессор академии искусств Борис Федоров устраивал настоящие файер-шоу, работал масштабно. «Человек-фейерверк» — так назвали его туристы.  В результате на стендах можно видеть «сгустки энергии», которые вобрали в себя различные стихии. У литовского стеклодува Юлии Поцюте — тонкие линии, с приглашением подумать, в работе «Видения». Венгерский участник заранее выстроил логическую цепь: если есть лыжник, то должен быть и домик, и сугробы, и горы.
Симпозиум был полезен и для самих устроителей. Ведь стеклозавод «Неман» экспортирует свою продукцию и в Россию (кстати, самый популярный экспорт в Москву — граненые стаканы), и в Прибалтику. «Мы уже понимаем: россияне любят «пожирнее и погуще», а литовцы — чистоту форм и изысканность, — говорит Ольга Подлипалина. У нас же смешанная культура, было полезно узнать что-то новое».
У нас разные школы — пришли к выводу сами стеклодувы. «Россияне разбивают рамки дозволенного. Погружаются полностью в свою работу. А как нужно делать по правилам — их не волнует, — говорит участница симпозиума Елена Ткачева. — У нас строгая технология, точные временные рамки. Прибалты тонко чувствуют природу материала, форму». Самой Елене Ткачевой интересна аутентика, белорусская мифология, все, что связано с небом и землей. Ее работа «Зовущие дождь» как полевое растение: незаметна, но хочется смотреть и смотреть.