Ожившая манга

О любителях японских комиксов и мультфильмов На вопрос «Почему вы увлекаетесь аниме?», все отвечают одно: «Это как наркотик: однажды посмотрев фильм, сделав первый костюм аниме-персонажа — остановиться уже не можешь!»

Косплей на аниме Nana, персонаж Nana. Lillit Vanilla выступала в этом костюме на фестивале Гансен в 2009 году. Съемка проходила в Гродно. Фото Сергея Морозова

По виду — это совершенно обычные ребята, ничем не отличающиеся от своих сверстников. Ни одежда, ни прическа, ни макияж никак не выдают страсть к искусству аниме. Но все меняется, когда они собираются вместе и устраивают косплей — представление с переодеванием в любимых персонажей.
— В косплее мы пытаемся передать не только внешний вид выбранного персонажа, но и его манеру говорить и двигаться, его характер, -— рассказывает Илона — постоянная участница подобных представлений. — Большинство шьет костюмы сами, хотя есть и такие, кто заказывает их в ателье. Создание полного образа персонажа — очень кропотливый труд, который занимает много дней, а порой и недель.
Основным событием аниме-мира Беларуси в конце уходящего года стал V ежегодный фестиваль аниме в Минске «Хиган», в котором Илона, более известная среди анимешников как Lillit Vanilla, принимала непосредственное участие, и уже не впервые.
«Я езжу на «Хиган» со дня его основания, т.е. с 2006 года, — говорит она. — Мне интересен, в первую очередь, косплей (переодевание в персонажей) и DDR (ритмичный танец по цветным стрелкам или кружкам). В этом году выступала только в конкурсе молодежной японской альтернативной моды «Лолита», но черный лакированный костюм, отделанный красным кружевом, не принес мне победу. В предыдущие годы на конкурсах представляла образы таких известных героев, как Сейлормун, Нана и других из популярных аниме-фильмов и сериалов. Победа не является для меня основной задачей, меня увлекает сам процесс — от создания образа до закулисного куража, но выигрывать, конечно, хочется и жаль, что не вышло в этот раз. В наступившем году поеду опять и, надеюсь, привезу победу в наш город».
В Гродно у анимешников есть свое место встречи — клуб современной японской культуры «Геншикен». Сейчас среди активных участников насчитывается более 25 молодых людей, в среднем от 15 до 25 лет.
— Начинать было непросто, — говорит один из организаторов любительского объединения «Геншикен» Mc.Malan (Мак Малан). — Никто тогда (в 2005 году) не предполагал, что это выльется в такую активную общественную деятельность и столько людей заинтересуется аниме и вообще Японией.
В Гродно пока нет фестиваля, аналогичного «Хиган», но нынешний руководитель «Геншикен» Алексей Липин рассказал о планах на 2011 год, связанных с аниме-движением.
— Мы задумали много чего сделать и много где поучаствовать, — объясняет Алексей. — Уже в феврале готовимся организовать соревнования по традиционной японской настольной игре Го, в марте — внутриклубный турнир по DDR, в августе — уже знакомый гродненцам фестиваль «Воздушный Змей». И «Всебелорусский слет анимешников» в этом году, надеемся, пройдет в Гродно, не без нашего участия.
«Геншикен» уже дважды устраивали показы полнометражного аниме в кинотеатре «Октябрь», организовывали ежегодный фестиваль «Воздушный Змей».

Что такое аниме
Зародилось аниме в ХХ веке как специфичный жанр японских анимационных фильмов. Само слово произошло от английского animation (анимация). В отличие от других аналогичных жанров видеоискусства, основная часть аниме разделяется на сёнэн (аниме для юношей), сёдзё (аниме для девушек) и даже полноценное «взрослое» аниме (хентай, яой, юри), однако есть и сериалы для детей (кодомо).

Источниками для сюжета большинства из них чаще всего являются манга (японские комиксы), ранобэ (лайт-новел) или компьютерные игры (как правило, в жанре визуал-новел). Нередко аниме-фильм или сериал с полностью оригинальным сюжетом сам становится прототипом создания манги или компьютерных игр.
Такая мультипликация имеет характерные особенности — яркие краски, огромные выразительные глаза, большое количество персонажей, запутанные сюжеты. Вершиной аниме принято считать работы режиссера Хаяо Миядзаки, а именно его «Унесенные призраками» — первый и пока единственный анимационный фильм, получивший премию Берлинского кинофестиваля как «Лучший фильм», а не «Лучший мультфильм». Снят он студией «Гибли» в 2001 году. Мировые кассовые сборы составили более $274 млн. Этот полнометражный фильм рассказывает о необычных приключениях японской семьи — отца Акио, матери Юко и их десятилетней дочери Тихиро — которая, переезжая в новый дом, случайно попадает в запретное для смертных место, где обитают боги, призраки и другая «потусторонняя сила». Сюжет порой закручивается так, что понять некоторые эпизоды можно только посмотрев последующие, т.е. фактически лишь при повторном просмотре. Это характерная для Миядзаки манера, и он не раз использовал такой прием в других своих картинах.