Encore… еще одна революция

Танец пытались «разрушить» до основания разными способами Революция началась уже с розовой кружевной юбки-пачки, которую нужно надевать на голову, и продолжилась выбором участников. Целый месяц в Лионе модерн-балет мешали с рэпом, джазом, акробатикой, едва не поставили на пуанты. Стало ясно: идет трансформация канонов уже современного танца, и это было здорово.

За 26 лет существования крупнейшего в Европе фестиваля современной хореографии (проходит он каждые два года) на нем ни разу не были ни белорусские журналисты, ни белорусские участники. Между тем арт-директор и организатор 14-го Biennale de la dance в Лионе, равно как и всех предыдущих Ги Дарма, сказал нам: «Двери открыты. Несмотря на то что к нам приходят тысячи презентаций со всего мира, мы просматриваем все, у каждого есть шанс».
Особенно этот шанс был реален в этом году, ведь главная идея месячного балетного праздника заключена в названии Encore: «Еще…» Еще больше идей, имен, претензий и амбиций. С 9 сентября по 3 октября продолжался фестиваль, в нем приняло участие 48 танцевальных компаний со всех континентов, а посмотрели спектакли 95 тысяч зрителей. Параллельно шли киноретро-показы, мастер-классы, дискуссии профессионалов, уличные занятия танцем с праздной и готовой на двигательные эксперименты публикой.

Жизнь в розовом цвете
Организаторы умело манипулировали вниманием, равномерно распределив творческое напряжение и зрительский интерес. Лион в это время не успевал принимать туристов и гостей с билетами на шоу. Практически в самом начале по улицам города прошло традиционное дефиле, собравшее почти 300 тысяч зрителей. В шествии, в этом году оно носило название «Жизнь в розовом цвете», принимали участие более 4 тысяч танцовщиков.
Сохранялась энергетика и на сценах многочисленных лионских театров, где ретро и реконструкции славных дней модерна сменялись громкими премье-рами. Компании привезли мировые и европейские хореографические новинки и балеты, уже ставшие классикой (такие, как усыпанный живыми цветами фантастический мир Пины Бауш в балете «Гвоздики»). «Было занятно смотреть на танцовщиков теперь и сравнивать с ними же на премьере 28 лет назад», – рассказала мне шведская журналистка Анн Мари.
Сам же куратор и бессменный организатор Biennale de la dance Ги Дарма объявил, что этот фестиваль стал в его карьере последним и в следующий раз должны звучать уже новые ноты. Наверное, поэтому он сотворил на 14-м биеннале непредсказуемый энергетический коктейль без определенного направления и географии.
– Я ухожу без ностальгии, – говорил нам Ги Дарма, он рад, что взята высокая планка, но все же заглядывает в будущее и обещает, что пройдет и следующий фестиваль, но уже не такой открытый, скорее, профессиональный и образовательный. Будут только люди искусства.

Акробаты ради чистой идеи разбили сцену
А пока среди 200 приглашенных журналистов оказался и корреспондент «Вечёрки». За четыре дня, в разгар фокус-программы (неделя, где сконцентрировалось больше всего премьер и имен), мы посмотрели 8 спектаклей.
И поняли: дома единичные знатоки переживают за судьбу современной хореографии не зря. Мы видели: есть отличная техника, полный контакт физиологии и ощущений. Но вопрос, а что же дальше, по-прежнему актуален. Кризис закопанных в форму идей и содержания при изобилии возможностей перерождает модерн-балет, можно сказать, мучительно. Ты понимаешь: все способны преодолеть мультимедиа и хорошо тренированные тела. Но что…
Пришлось восхищаться деталями. Премьера 2010 года, балет Насера Белаза «Le temps scelle» («Припечатанные времена») – бесконтактная боль по поводу мирской несправедливости. Гармоничная пластичность хореографа, она же и солистка, постепенно накаляет внутренние эмоции. Перед глазами плывут гнев, сострадание, а мозг вспоминает о непростой, но удачной судьбе самой Белаза. Рожденная в Алжире, она много лет скрывала свое увлечение танцем, училась и живет во Франции. Наконец ее замечательное соло дополняют еще два танцовщика. Без единого касания они продолжают страстную, горестную эмоциональную линию… без конца…
Сплетение contemporary dance с джазом и хип-хопом – векторы, с помощью которых участники Biennale de la dance реализовывали нам свою правду. В начиненный механическими возможностями современный и огромный Дом танца в Лионе мы пришли специально посмотреть Boxe boxe. Хореограф и танцовщик Мурад Мезоуки привлек бразильских участников и доступно «рассказал» городскую историю пластическим языком, понятным молодежи. Еще одна компания S’Poart , арт-директор Микаэль Ле Мер, в балет Na grani пригласил хип-хоп танцовщиков из Екатеринбурга и рассказал, о том, как он их встретил в индустриальном городе на Урале. Хореограф Мартин Болже (компания MPTA) объединил вопросы и тела. Его акробаты буквально развалили летающий корабль своей жизни. Зрелище получилось гармоничное, правда, далекое от танца. В воздухе был создан сложный ансамбль движений, но Мартин Болже сумел объединить замысел и содержание. И был понят. Зал в пригороде Лиона был полон.

Лионская опера
Массивное здание в стиле неоклассики (18 век) с достроенным в прошлом веке куполом. На ступеньках и возле главного входа показывают свои танцы смуглые любители хип-хопа. Внутри черные лифты, демократичные буфеты и полное господство модерн-балета. В опере мы смотрели постановку 1993 года американского хореографа Уильяма Форсайта Workwithinwork. Балет, похожий на медитацию, назвали деконструкцией классического танца. Хореограф, как кукловод, заманил зрителя в мир фантазий и призраков и бросил разбираться, что к чему в наших личных делах.
Труппа лионской оперы (кстати, есть там один танцовщик из Минска – Павел Труш), наверное, то идеальное сочетание, когда хореограф может делать то, что он хочет, потому что танцовщики могут делать то, что он хочет. Труппа активно гастролирует, в том числе и в России, однако в Беларуси лионских балетов пока не видели.

Продолжение будет…