Заложники в автобусе

Невероятные приключения гродненцев на пути в ГерманиюСемья гродненцев оказалась «заложницей» в автобусе рейса Минск – Париж. Уплатив за билет круглую сумму в евро, люди вынуждены были сами искать себе места и терпеть самодурство водителей.

«Никогда не прощу этой команде водителей за дочь, за внука, за свою Родину, – со слезами на глазах возмущалась в редакции Нина Михайловна, учительница с большим стажем. – Как могли допускать на международные рейсы работников такого культурного уровня».
…Как оказалось, еще в июне гражданин Германии Роберт Суффизе купил билеты до Минска и обратно. Его жена родом из Гродно, поэтому каждый год они вместе проводят отпуск в Беларуси. Рейс организовывала фирма «Белевролайн».
– Зять из-за работы уехал на родину в начале августа, а дочь с пятилетним сыном мы провожали уже в конце месяца, – рассказала Нина Михайловна. – Номера мест в билетах не были поставлены. Мы предупредили, что садиться будем в Бресте. Нас заверили, что будут ждать двух пассажиров. Но на посадку пришли еще 7 или 8 человек. (Кстати, оказалось, ни брестский диспетчер, ни дежурный по вокзалу не знали об этих пассажирах). Багаж бросили, не прикрепив бирок. Я еще подумала: «Потом вещи может взять кто угодно». А когда мы зашли в автобус, оказалось, что мест, где мать могла бы сесть вместе с ребенком – нет.
Молодая гродненка попросила водителей указать, где можно сесть с сыном вдвоем, но водители не отреагировали. Ехать предстояло 35 часов. После настойчивых просьб женщины пилоты стали грубить. «Меня не интересует с ребенком или без и сколько часов вам ехать», – сказал один из водителей. Пятилетний ребенок ни в какую не желал сидеть с чужим темнокожим дядей. А когда гродненки попытались усадить его на свободные передние места, один из водителей оттолкнул малыша.
Испугавшийся ребенок стал плакать. Нина Михайловна требовала от водителей выполнить свои обязанности. В это время экипаж сказал провожающим покинуть транспорт, дверь автобуса закрыли и тронулись в путь. В итоге бабушка осталась в автобусе. И только через полтора километра женщину высадили буквально на дороге. Позже она узнала от дочери, что решить проблему с местами помогли сами пассажиры. Матери с ребенком место уступила девушка из Германии, пересев со спутником на разные места.
На границе рейсовый автобус простоял семь часов. Это было связано с документами некоторых иностранных граждан. Каково же было удивление пассажиров, когда через 15-20 километров от границы, водители объявили «санитарную остановку», растянувшуюся на два часа.
– Дочь рассказала, что не уехали, пока не дождались какого-то автобуса. Что-то передали и только тогда продолжили путь.
В результате мать с ребенком приехали на несколько часов позже запланированного времени. Это при том, что всю дорогу в туалете не было света и воды, телевизор в салоне не работал. У водителей не было бэйджев. Их имена узнали через диспетчера.
– Это не просто чудовищно. За твои же деньги (взрослый билет в обе стороны стоил более 180 евро, детский в два раза дешевле) тебе не только не могут предоставить обещанных услуг, но и унижают. Представляете, как на все это смотрели инострацы!
Почему так произошло, мы спросили у директора предприятия «Белевролайн» Галины Пташник.
– Трудно комментировать, из-за чего сложилась такая ситуация. Водители – люди проверенные. Возможно, в какой-то степени сказался конец сезона. Август-сентябрь идет наплыв людей. Когда мне позвонила Нина Михайловна, я связалась с водителями. В моих правилах не ругать людей, когда они в пути. Водители заверили, что вопрос с местами решился. По возвращении экипажа будем разбираться.
Позже стало известно, что в адрес белорусской фирмы обратился и гражданин Германии. По словам директора предприятия перевозчика, он высказал свои претензии и предъявил ряд требований, в том числе и в части принятия мер к водителям.
– Я пообещала, что все будет выполнено. Будут принесены извинения, компенсация. Мы предоставим Нине Михайловне возможность проезда к родным за наш счет. В общем, постараемся сделать все, чтобы у людей не осталось обиды.

Независимое мнение
Сергей Грудзинский, начальник Транспортной инспекции по Гродненской области:
– Существуют правила автомобильных перевозок пассажиров. В них четко указаны требования, которые предъявляются и к транспортным средствам, и к водителям, и к билетам. К примеру, глава 8 пункт 140 гласит, что в билете должны быть указаны «назначение, серия и номер, фамилия и имя пассажира согласно паспорту, номер места для сидения» и другое. Не указание места – это грубое нарушение. Я считаю, что любые нарушения следует пресекать.
Когда невозможно решить вопрос на месте, нужно обратиться в вышестоящие инстанции. Если люди будут сообщать о подобных фактах, к нарушителям можно будет применять какие-то санкции. Тем пассажирам, чьи права нарушены, посоветовал бы, во-первых, сделать запись в Книгу замечаний и предложений предприятия. Во-вторых, обратиться в контролирующие органы: в данном случае в Транспортную инспекцию министерства транспорта и коммуникаций.
На сегодняшний день желающих заниматься международными перевозками довольно много. Право работать должно быть у тех, кто предлагает высокий уровень обслуживания. На международных рейсах регулярно ездят и граждане других государств. Если водители будут общаться неподобающе с нашими гражданами, что подумают иностранцы, какое у них сложится представление о стране.