Жми на клаксон

Когда «Волгу» можно продать за 40 тысяч долларов…Любое авто спустя три-четыре года теряет треть или почти половину стоимости. Но есть машины, которые становятся дороже с каждой минутой. Хозяевам таких автомобилей удается соединить несовместимое – хороший бизнес и высокое искусство. С одним из владельцев раритетных машин встретилась корреспондент «Вечёрки».

Сергей Мукосей утверждает, что это самое старое авто в Гродно.

В коллекции индивидуального предпринимателя Сергея Мукосея целых семь раритетных машин (ЗИМ (1951), «Волга» (1953), ГАЗ-21 (1953), ГАЗ-67 (1943), М-20 (1948) и «мерседес» 60-х гг.) и 2 мотоцикла. Часть машин стоит прямо во дворе дома, остальные – в гараже. Кстати, все они на ходу.
По его словам, первый автомобиль ЗИМ 1951 года приобрел больше 20 лет назад. «Это правительственная машина. В свое время на таких автомобилях ездили известные политики – Берия, Молотов, – рассказал Сергей Мукосей. – До этого авто у меня были старенькие маленькие «москвичи», так я их продал». В коллекции предпринимателя есть и «Волга» 1953 года. Чтобы ее собрать, пришлось купить еще три машины.
Сейчас автомобили настолько ухожены, что выглядят лучше многих новеньких иномарок. Сергей Витольдович с удовольствием катает на них молодоженов или юбиляров. А еще владелец раритетов признался, что лет так 20 назад эти машины можно было купить за 200 долларов, а теперь каждая из них стоит 40 тысяч. Интересно, что по своим делам он на раритетах не ездит, потому что содержать такую машину очень дорого. А для личных нужд использует иномарку.

Ретроистория
О том, как стал владельцем «опеля» 1939 года, рассказал бывший дальнобойщик Андрей Иванович Лукащук:
– Было это очень давно. Еще в старом Каунасе. В одном из узеньких переулочков стоял «опель». Машина-то большая, вывезти ее оттуда было сложно. В то время строители как раз неподалеку реконструировали дома, крыши ремонтировали. Вот я их и попросил помочь. Они подсуетились, и достали машину подъемным краном. Потом автомобиль перегнал сюда. Конечно, машина находилась в плачевном состоянии. Тем не менее, за исключением заднего моста, все было оригинальное. Года три поездил. А потом продал за 1,5 тысячи долларов одному литовцу. Дело в том, что детали на такие машины очень дорогие. Раритеты не так часто сейчас увидишь на улицах города. Недавно видел «мазду» 1931 года. Новенькая такая, полный оригинал. Ее за все 400 тысяч евро продать можно было.

Справка «ВГ»
Более 320 раритетных авто, мото и велосипедов с годом выпуска до 1950 и почти 11150 1960-1970-х годов зарегистрированы в Гродненской области. Среди них М-20, ГАЗ-21, ГАЗ-67, ГАЗ-69, «Москвич 400», «опели», «форды» и другие, а также несколько мотоциклов «Харлей Дэвидсон», «Иж 350», «Цундап». Самый старый автомобиль в Гродно «Опель-Аскона» выпущен в 1908 году. Однако вряд ли эта машина теперь на ходу. Многие старые автомобили хотя и зарегистрированы, но ездить на них уже нельзя. Они сохранились в основном в деревнях, рассказал начальник отделения эксплуатации автомобильных систем ГАИ УВД Гродненского облисполкома Петр Пономарь.

Кстати
В Беларуси есть три клуба ретроавтомотолюбителей: в Минске, Могилеве и Бресте. Члены клубов постоянно устраивают международные фестивали. Последнее такое мероприятие было в июле этого года. Оно собрало более 40 автомобилей, мотоциклов и велосипедов 1930-70-х годов выпуска из Беларуси и Украины. И все они – в рабочем состоянии.

Это интересно знать
Как и у любого вида коллекционирования, у автомобильных раритетов существует своя шкала, по которой определяется ценность той или иной машины. В Америке официально раритетным считается тот автомобиль, которому больше 25 лет. В общемировой практике отсчет раритета идет с 20 лет, когда «претендент» начинает свой профессиональный рост в категории Junior. Затем идет категория Classic (авто 1945-1960 года выпуска), Oldtimer (1930-1945), Carosserie (1910-1930) и, наконец, Antic (1910 и старше).

В тему
За 60 тысяч евро собираются продать раритетный автомобиль Lagonda V12 Drophead Coupe 1939 года на аукционе в Бакстоне в конце июля. Его нашли в сарае, где он простоял более 40 лет. Несмотря на почтенный возраст, в автомобиле сохранилось много оригинальных деталей. Например, установленное в 1939 году на заводе радио до сих пор работает, а родные фары исправно светят. Двигатель автомобиля, несмотря на пробег, превышающий 60 тысяч км, и солидный возраст, также оказался исправным.