Аллея славы

Из истории гродненских губернаторовБольшая часть XIX века для западных «окраин» прошла в войнах и смутах, и только с подавлением последнего «польского» восстания на территории Гродненской губернии воцарились долгожданные мир и спокойствие. Это казенное благополучие  лишь в малой части было заслугой местных начальников, но именно им достались лавры.

Виктор Карл Конрад Вильгельм фон Валь.

Зато с некоторого времени проявляется новая местная традиция – увековечивать деяния наиболее выдающихся губернаторов, присваивая им почетные звания или называя их именами городские улицы. Единственная проблема заключалась в том, что именно  следовало считать проявлением лучших личных качеств и какие деяния очередного градоначальника заслуживали памяти благодарных потомков. Правда, кажется, что таким мерилом было отнюдь не столько благополучие самого города и вверенной губернии, сколько предпринятые меры в деле укрепления государственной власти и достигнутые вершины карьерного роста.
Своего апогея «культ» губернаторов, если так можно выразиться, достиг в Гродно в лице Петра Столыпина. Чуть менее почитаем был граф Муравьев. Одним же из первых гродненских губернаторов, всецело вкусившим славы, стал забытый теперь в Гродно генерал-майор Александр Елпидифорович  Зуров.

Открыли роддом, родились воины
Зуров правил Гродненской губернией почти восемь лет – с 1870 по1878 год. Нельзя сказать, что это время прошло для города бесследно. По инициативе Зурова в Гродно был открыт ряд общественных учреждений, например, повивальная школа с родильным приютом. Но куда более важными были его заслуги перед Российским государством. Неслучайно Зурову была объявлена «высочайшая благодарность» за активную деятельность по организации призыва в армию накануне русско-турецкой войны! Очередное «монаршее благоволение» губернатор получил за успехи в деле пополнения государственной казны.
Тогда же ему было присвоено звание почетного гражданина Гродно. Чуть позже поступило разрешение о размещении портрета Зурова в классной комнате гродненской повивальной школы, а в гродненской гимназии отдельным царским указом была учреждена стипендия его имени. Позже такая же стипендия появилась и в женской гимназии.
Нам, наверное, сложно будет понять причину столь широкой популярности этой личности, если не вспомнить, что в 1878 году Александр Елпидифорович  Зуров сумел пересесть из кресла гродненского губернатора сразу аж в кресло питерского столоначальника!

Изгнали из пантеона
Однако не все, кто заседал на губернаторской площади, даже достигнув в будущем значительных постов, становились частью местного пантеона.   
Выходец из прибалтийских дворян, «разоренный негодяй», как его впоследствии назвал Ленин, Виктор Карл Конрад Вильгельм фон Валь, гостил на посту губернатора в Гродно всего год. Характеризуя его, один из современников писал: «Валь был типичным немцем и обладал многими присущими этому народу свойствами. Чрезвычайно добросовестный служака, твердо и неуклонно проводящий виды правительства, отстаивавший даже истинно русские интересы… Валь не обладал ни бойким, ни глубоким умом. Полицейское дело он знал, несомненно, в совершенстве и, конечно, был убежденным и крайним консерватором». Другой из современников дал ему еще менее лестную характеристику: «Очень дерзок, нахален, заносчив, груб…» Преуспел он и на любовном фронте, имел пристрастие обильно поесть и крепко выпить.
Известный русский публицист И. Белоконский, имевший возможность наблюдать фон Валя в Курске, написал в своих «Воспоминаниях»: «Такова карьера фон Валя, обладавшего исключительно полицейским талантом и приверженностью к прусскому милитаризму».

«Губернаторы-долгожители»
Фон Валя сменил другой прибалтийский дворянин – генерал-майор Николай Максимович Цеймерн, по почину которого в городе была открыта школа урядников.
Громкую фамилию носил следующий губернатор – Александр Николаевич Потемкин, руководивший с ноября 1883 по апрель 1890 года. Это на его плечи легла забота по ликвидации катастрофических последствий пожара 1885 года. Был уволен с должности по собственному прошению «по состоянию здоровья» и в дальнейшем занимал должность прокурора Московской синодальной конторы.
Девять лет – с апреля 1890 по март 1899 года – возглавлял губернию бывший выпускник физико-математического факультета Московского университета Дмитрий Николаевич Батюшков. Известно прощальное письмо сотрудников губернатору, в котором говорилось: «…Девять лет прошло с тех пор, как глубокоуважаемый Дмитрий Николаевич принял в свое управление Гродненскую губернию. Жителям  Гродно и губернии хорошо известно, с какой любовью губернатор относился к делу, сколько гуманности, уважения к человеческой личности он обнаруживал всегда в исполнении обязанностей. Добрый, он был одинаково доступен и для сильного, и для слабого, и для дряхлых стариков, и для малых детей».
Можно, наверное, усомниться в искренности подобного признания, но и польская писательница Э. Ожешко, мягко говоря, не питавшая особо теплых чувств к российским чиновникам, писала, что губернатор «человек терпимый и хорошо воспитанный…»,  добавляя многозначительно, «…с которым сжились».

Первые сто лет…
Череду «губернаторов-долгожителей» прервал бывший вице-губернатор Николай Александрович Добровольский: в феврале 1900 года ему было Высочайше повелено занять должность Гродненского губернатора, а уже через год он оставил свой пост в пользу должности обер-прокурора при Сенате. Позже Добровольский сыскал себе неоднозначную репутацию при дворе, где считался ставленником Распутина. В сентябре 1918 года оказался среди заложников, взятых в ходе «красного террора», и был расстрелян (или зарублен шашкой) в Пятигорске.
Николай Петрович Урусов был назначен губернатором указом Николая II в конце сентября 1901 года. Именно на его правление пришлось празднование столетия учреждения губернии. Отсюда, опять же через год, он был переведен на должность губернатора в Полтаву.
Сегодня одним из самых ярких эпизодов его губернаторства, наверное, остается эпизод, описанный в воспоминаниях  дочери Столыпина, о том, как Урусов любил разъезжать по бывшему дворцу Тызенгауза на велосипеде…