Потомки Лютера

Мечтают восстановить кирху и выучить немецкий

К VIII фестивалю национальных культур народности Беларуси сошьют «Покров мира». Будет там и лоскуток от всех немцев страны. Любовь Зорина  сделала на ткани аппликацию – Розу Лютера, символ Реформации и протестантской церкви.

Почему немцы «ненастоящие»
Большинство немцев, что живут в Гродно, уже не помнят или не знают немецкого языка и многих традиций, но твердо следуют заветам Лютера и считают кирху святым местом.
Любовь Зорина около 10 лет была председателем Союза евангелистско-лютеранских общин Беларуси. Еще семь лет возглавляла совет такой общины в Гродно. В нашем городе оказалась после того, как студенткой Ленинградского института культуры вышла замуж за гродненца.
Судьба ее семьи похожа на судьбы многих этнических немцев, что со времен Петра I жили на территории России. В Великую Отечественную войну кто-то успел уехать с немецкой армией в Германию. Остальные прошли концлагеря и трудовые армии, потом десятки лет жили в бараках. Многие даже имена и фамилии меняли, чтобы порвать с прошлым.
– Помню, как каждую неделю вплоть до 1956 года бабушка брала меня за руку и вела в комендатуру отмечаться, что не сбежали. Со временем мы стали советскими людьми. Лишь бабушка не смогла привыкнуть к новым реалиям: так и не научилась толком говорить по-русски. Пекла на Рождество маковый рулет и делала к супу кюхли – это такие немецкие булки, которые готовили на пару прямо над этим супом. Иногда вспоминала свои 20 фартуков, которые получила как приданое на свадьбу от жены богатого чиновника, у которой служила. Шелковые, хлопковые, парадные и повседневные, по старой немецкой традиции, они считались признаком зажиточности семьи. Бабушка ими очень гордилась.

Центром стала кирха
Немцы помнят главное, что их объединяет, – свою религию. Именно на принципах лютеранства, а не национальности, собираются бывшие советские немцы.
В Беларуси их живет около четырех тысяч. Лютеранско-евангелистские общины есть в Минске, Бобруйске, Орше, Витебске, Гомеле, Лиде, Гродно и других городах. Наша община – одна из самых маленьких: насчитывает всего 20 человек. Большинство прихожан – люди в возрасте, молодежь приходит редко. Много лет здесь не было даже пастора. Собираются в кирхе каждое воскресенье. Правда, службы здесь проходят по-русски. Лишь иногда вкрапляют хоралы и молитвы по-немецки.
Но это не мешает им следовать истинным заветам Лютера.
– Главный из тезисов основателя лютеранства довольно демократичен: «Каждый – священник для себя и других». Это налагает большую ответственность на человека за свое поведение и стиль жизни,  – рассказывает Любовь Зорина. По ее мнению, это сыграло с лютеранами злую шутку. Сейчас в Германии религия подчиняется законам государства и становится все более светской. Современное лютеранство также разрешает женское пасторство и гомосексуальные браки, чтобы не нарушать права человека. Белорусские немцы считают церковь святым местом и многого не смогли принять.
По словам Любови Зориной, «настоящие» немцы понимают, что мы уже не те, мы воспитаны в советском духе. Но, по мнению прихожан Гродненской общины, это не преграда для общения. Они мечтают побывать в Германии, организовать курсы немецкого языка и традиций, а главное, восстановить символ лютеранства – кирху.

Кстати
28 августа лютеране стран СНГ вспоминают и молятся за всех немцев, пострадавших от репрессий в годы Великой Отечественной войны. Именно в этот день в 1941 году вышел приказ Сталина о высылке немцев с европейской территории СССР в отдаленные районы страны.