Четверг, 11 августа
  • Погода в Гродно
  • 14
  • EUR7,023
  • USD3,5459
  • RUB (100)8,4064
TOP

Пешком по реке

Еще 65 лет назад по Неману сплавляли лес и гоняли стотонные баржиСразу после войны, среди разрухи, первым, что стали восстанавливать – судоходство по Неману.  И за несколько лет смогли организовать прибыльную торговлю и веселый досуг для горожан.

Основой деятельности пристани Гродно и ее главной функцией было обеспечение перевозки грузов, в основном леса на плотах и леса на судах, и перевозки пассажиров по реке Неман, а также судоремонт.
История Гродненской  пристани Неманского речного пароходства началась в мае 1945 года. На тот момент протяженность участка Гродненской пристани составляла 269 км водных путей по реке Неман от истока до притока Меркине, реки Щара. Водный путь вмещал Огинскую шлюзовую систему, Августовский канал со всеми их притоками и доходил до государственной границы. Пристань Гродно была образована на базе ликвидированного военно-восстановительного отряда №3 и имела непосредственное подчинение Неманскому речному пароходству Комиссариата Речного Флота СССР.

Передали флот вместе с личным составом
Одновременно с образованием Гродненской пристани были созданы Гродненские механические судоремонтные мастерские с подчинением их, в административном отношении, Гродненской пристани. Параллельно с ними свою деятельность начал Гродненский технический участок пути Неманского речного пароходства с границами водных путей и хозяйством по реке Неман – от верховий до автогужевого моста в городе Меркине, реке Щара, Огинской шлюзовой системы, Августовской шлюзовой системы со всеми притоками, впадавшими в указанные реки до государственной границы. Всем этим вновь образованным организациям Неманского Пароходства (пристань Гродно, Гродненские механические мастерские и Гродненский технический участок) было предписано принять все имущество и материальные ценности, в том числе флот, гидросооружения, мастерские, здания от бывшего 3-го военно-восстановительного отряда со всем его личным составом.

Где теперь вокзал для пассажиров…
Первым начальником пристани Гродно в 1945 году стал Михаил Равинский, а начальником механических мастерских Яков Ангелуц. Они получили указание в короткий срок, к 8 июня 1945 года,  закончить восстановление парохода «Летувайте», а восстановление  баржи №170 завершить к 25 июня 1945 года.
После необходимо было приступить к достройке новой 100-тонной баржи с расчетом окончания работ к 10 июля 1945 года. Как видно из документов, работа по организации деятельности восстанавливающейся пристани Гродно шла ускоренными темпами. Необходимо было привести в надлежащий порядок и оборудовать вокзал для пассажиров, а также склад для грузов на пристани Гродно. Здесь, пожалуй, нужно сказать о том, что в 1945 году флот и пристань были сильно разрушены. К тому же полностью отсутствовали график эксплуатации флота и карты технологического процесса, подготовкой кадров практически не занимались, в результате пристань и технический участок пути были обеспечены механиками всего лишь на 25%, мотористами на 60%, а инженерно-технические работники совершенно отсутствовали.

«Боец» и «Пушкин» бороздили Неман
Из семи единиц самоходного флота за первую послевоенную навигацию сделали рейсы: пароходы  «Пушкин» – 102 рейса, «Летувайте» – 37, «8-е Марта» – 28; теплоходы «Краснофлотец» – 8, «Техник» – 12, газоход №1538 – 17  и один теплоход «Боец» работал на пассажирской линии на 25% от навигационного времени. Надо сказать, что технические условия пути, конечно же, не соответствовали правилам плавания: фарватер был загроможден  речными препятствиями от разрушенных мостов, отсутствовало пристанское хозяйство, пристанские причалы и территории для пристаней также отсутствовали.
В навигацию 1946 года, по предварительным данным, объем восстановительных работ был определен в сумме 6 миллионов рублей, а объем перевозок грузов планировалось увеличить в 7-8 раз  против навигации 1945 года.
В 1947 году коллектив пристани Гродно ощущает все большую нехватку кадров, причем недостаток ощущался в самых низкооплачиваемых категориях рабочих. И одной из самых острых проблем того периода стоит назвать отсутствие квалифицированных, хорошо подготовленных специалистов. В документах 1947 года отмечается, что «…дипломированных капитанов, имеющих среднее образование, а также капитанов-наставников участок не имеет». В коллективе пристани Гродно по-прежнему нет ни одного инженера, ни одного грамотного техника, так как подготовкой кадров по существу никто не занимался.

На теплоходе музыка играла
Ситуация выправилась к 1949 году. Рост по объему перевозок груза по сравнению с 1948 годом составлял в тоннах 70,3%, в тонно-километрах 140,0%. В начале пятидесятых в выходные дни в Гродно организовывались массовые прогулочные рейсы для трудящихся города и в этих же целях была установлена пригородная линия «Гродно-Меловые Горы». Вокзал и пассажирские суда были радиофицированы,  в них устанавливались буфеты с напитками и холодными закусками. Впервые на Верхнем Немане была освоена буксировка большегрузных плотов и возов.
В июле 1956 года пристань Гродно была переименована в Неманский эксплуатационный участок Неманского речного пароходства Главного Управления речного флота при СМ БССР.
К навигации 1966 года пристань Гродно располагала уже достаточным количеством транспортного флота, необходимыми кадрами плавсостава и механизаторов. Ремонт судов и погрузочных механизмов, находящихся в затоне Гродно, производился досрочно и с хорошей оценкой качества работ. Пристань получала значительную прибыль от перевозок – при плане плюс 95 тысяч рублей, пристань выработала с финансовым результатом плюс 130,2 тысячи рублей. Такой успех в работе был обусловлен наличием достаточного количества груза на причалах заказчиков. А выполнение плана пассажироперевозок обеспечивалось за счет расширения экскурсионных рейсов, катания школьников и учащейся молодежи в межрейсовое время, организации в выходные и праздничные дни выездов трудящихся города на отдых в живописные места по реке Неман.
Все почти так, как сейчас, только в гораздо больших объемах.

Кстати
В части судоходства реку Неман можно было разделить на ряд участков: устье Березы – станция Неман, протяженностью 74 км; станция Неман – устье Щары, протяженностью 70 км; устье Щары – Гродно, протяженностью 100 км; Меркине – Гродно, протяженностью 93 км.
В 2010 году отмечает свой 65-летний юбилей Гродненский участок республиканского унитарного Днепро-Двинского предприятия водных путей – пристань Гродно.

Справка «ВГ»
Историю Гродненской пристани можно отследить по документам, сданным на хранение в НМУ «Государственный архив Гродненской области». Перечень документов, находящихся в архиве, охватывает, к сожалению, только начальный период, а именно  1945-1966 годы.

Мария Сиверцева,
главный археограф ПМУ «Государственный архив Гродненской области»

Самое читаемое