На Немане начинается навигация

Речники готовят баржи и теплоходы к новому сезону. Как только на реках растает лед, на Немане опять начнется навигация. Она, похоже, будет интенсивной.

– Последние пять лет речное движение по Неману развивается более быстрыми темпами, чем в девяностые годы. Только за минувшие три года мы перевезли более миллиона тонн песчано-гравийных смесей, – рассказал начальник Гродненского филиала республиканского Днепро-Двинского предприятия водных путей «Белводпуть» Александр Маскалевич. По его словам, это связано с тем, что выросли объемы строительства в регионе.
Вместе с тем у речников вызывает опасение возможное отсутствие шлюзов при строительстве ГЭС в Гродненской области. «При разработке Немновской ГЭС архитектурный проект предусматривает строительство судопропускного сооружения (шлюза). Если этого не делать, условия судоходства на гродненском участке Немана ухудшатся, суда не смогут пройти плотину, – говорит Александр Маскалевич. А если все пойдет по проекту, то благодаря плотине на будущей ГЭС уровень воды значительно повысится, что улучшит судоходство на реке. Специалисты водных путей готовы со своей стороны проводить работы по укреплению берегов», – поясняет Александр Маскалевич.  Кстати, по его словам, после мелиорации в советское время Неман сильно обмелел.                                                                                               
Сейчас по Неману плавают как довольно большие суда, так и маломерные. Преобладают надувные лодки – их в основном используют рыбаки. Но есть и моторные катера, и несколько гидроциклов. В нашей области их около 20 тысяч, сообщили в Гродненском участке государственной инспекции по маломерным судам. 

Лодочные «права»
Для тех, кто хочет научиться водить моторки и небольшие катера, действуют специальные курсы по судовождению маломерных судов на базе спасательной станции в Лососно. Недавно начался сезонный набор в группы. Как рассказал начальник Гродненского участка Иван Нюнько, курсам уже более 35 лет. На занятия ходит приблизительно 25 человек, группа открывается по мере формирования. Стоимость занятий для тех, кто собирается плавать по внутренним водным путям, – около 236 тысяч, для тех, кто хочет передвигать по международным, – свыше 500. В зависимости от спроса отдается преимущество либо изучению речной системы навигации, характерной для водной системы Беларуси, либо морской системы навигации. Продолжительность курса – 50-60 часов.
Тот, кто предпочитает заниматься индивидуальными пассажирскими перевозками, должен приобретать лицензию. Стоит она 280 тысяч рублей, а получение занимает три недели. Для этого можно обратиться либо в транспортную инспекцию Гродненской области, либо в управление по лицензированию транспортной деятельности Минтранса. В транспортной инспекции Министерства мне сказали, что в республике имеют лицензию на водные перевозки 34 компании.

Доплывем до Привалок
В гродненском филиале сообщили, что Министерство транспорта поставило задачу принять участие в реализации проекта «Обеспечение судоходных условий на пограничном участке реки Неман» в рамках программы трансграничного сотрудничества «Литва-Латвия-Беларусь». Проект подразумевает восстановление судоходства на 18-километровом участке Немана от деревни Перелом до Привалок, который не обслуживался многие годы. Правда, пока о подробностях проекта говорить сложно, даже конкретные сроки еще неизвестны.

Справка «ВГ»
На балансе гродненского филиала речного флота порядка 50 судов. Среди них пассажирский теплоход «Ольга Соломова», который с мая готов принимать заявки на обслуживание, два путевых корабля, девять буксиров, самоходный мотозавозный кран (мотозавозня). Остальное – это баржи для песка, понтоны, мотолодки, плавучие перегружатели. Новой техники не закупали уже около 20 лет.

На заметку:
для регистрации и постановки маломерного судна на учет нужны:
письменное заявление владельца, документ о законности приобретения судна и двигателей к нему с отметкой о продаже и чеком, квитанция о внесении платы за регистрацию и техническое освидетельствование, техпаспорт судна и двигателя к нему. Для судов и двигателей индивидуальной постройки или переоборудования – документ, подтверждающий приобретение деталей (материалов) и технической документации на постройку, соответствующую нормативным документам.