Большая семья

История, записанная на стволе генеалогического дерева Рентель

Эта история похожа на сагу длиной в сотню лет. Быль о жизни, где персонажи больше теряли, чем находили друг друга. Но теперь семейный альбом дополнен новыми фотографиями…

Контуры на карте
Много лет Нелли Плющ (в девичестве  Рентель) искала родственников своих родителей. Их разделили семейные отношения: гордость и ревность, предательство и любовь. Нелли Викторовна обращалась в архивы разных стран. Ей отвечали. Семья продолжила поиск в Интернете, отправила письмо на сайт «Жди меня».
И постепенно на чистом листе истории стали проступать сначала нерезкие, а потом все более отчетливые контуры большого рода. Корни его уходят в Россию, Казахстан, на Украину. В маленькое сообщество Плющ добавились десятки  имен. Нашлись ответы и на очень непростые вопросы, например, почему разорвались связи. Переписка открыла старые страницы, воспоминания легли на белые пятна в памяти. И сегодня уже можно говорить о генеалогическом древе семьи Рентель до пятого колена.

Хотела знать только отца
Как занесло отца Нелли Виктора Викторовича Рентеля в Углич, теперь уже невозможно объяснить. Поляк по происхождению, он оказался в России в конце тридцатых годов, женился и практически сразу же был репрессирован. Чудом удалось избежать расстрела. Обвинение сняли. Из тюрьмы домой жена везла его на санках: от истощения сам передвигаться не мог.  Понятно, что после войны о своих заграничных корнях никому не говорил. Но остались фотографии: чинно сидели мужчины-тузы в шляпах, галстуках, с тростями. Среди них – дед  Виктор Самуилович. Сохранилась фотография самого Виктора Викторовича- гимназиста.
После войны Виктор Викторович осел в Угличе, а его мама Юзефа Михайловна с  дочерьми в Полтаве. Рентели относились к женитьбе Виктора негативно, в свою очередь его  молодая жена Мария не очень жаловала родственников. Они не общались, не ездили друг к другу в гости.  
Когда Юзефа Михайловна все же приехала к сыну в Углич, невестка встретила ее прохладно. Отношения не сложились, и мать решила вернуться к дочкам. Сопровождать ее пришлось Марии. Но она довезла свекровь только до Москвы, где переадресовала ее своему  брату. Брат деньги на дорогу пропил и посадил в принципе чужого для него человека в поезд без билета. Где-то посреди полей на полустанке Юзефу Михайловну ссадили. В Полтаву она добиралась несколько месяцев. По дороге просила милостыню. И сразу же после возвращения тяжело заболела, слегла и умерла.  Когда отец читал письмо об этом от сестры, плакал и все повторял: «Манечка, как ты могла».  После этого много лет брат и сестры не поддерживали отношения. Виктор умер в 1955 году – сказались фронтовые болезни.

Долгая дорога по архивам
Сегодня Нелли Викторовне больше 70 лет. Она писала письма в Киевский, Полтавский, Ярославский архивы. В центральный архив Польши. Из Польши пришел ответ, что нужно обращаться в Литву, поскольку Сувалковский архив находится теперь в Вильнюсе. Ответ из Литвы пришел на русском языке, что удивило и порадовало Нелли Михайловну. Только из Углича с информацией задержались, но помогли поиски в Интернете. Сыну пришло письмо из Полтавы от праправнучки сестры отца Нелли Светланы: «зашла на вашу страничку…» Началась переписка, обмен фотографиями, воспоминаниями.
Кого-то из родственников Нелли Викторовны репрессировали, кто-то участвовал в антифашистском подполье, кто-то погиб в автокатастрофе. Одна двоюродная сестра молоденькой  уехала на целину и пустила там корни, родила трех детей, перевезла маму.  Светлана сохранила множество фотографий, документов. В том числе и письма. «Когда читала, все в груди переворачивалось. Отец писал про маленькую дочку, а у меня самой уже четверо внуков»,– пишет Нелли Викторовна в письме в редакцию.
Она уже ездила в Полтаву и встретилась с родными, побывала на могиле бабушки, но останавливаться не хочет. Слишком много вопросов было не задано, и важно не терять возможные ответы сейчас. 

Что делать дальше
…спрашивает Нелли Викторовна: «Ведь у прабабушки моей была не одна дочь, неизвестно ничего про судьбу деда… Есть данные, что родственники могут находиться в Польше, Канаде. И кто были эти солидные мужчины с тростями?»
Как продолжить поиски, нам посоветовали в Гродненском архиве. Директор ГУ «Национальный исторический архив Беларуси в Гродно» Татьяна Афанасьева рассказала, что архивисты по письменному запросу делают специальные выборки: тематические (например, история деревни, ведомства), библиографические (подтверждение даты рождения, смерти), хронологические (генеалогическое дерево). Необходимо точно формулировать запрос и даты. В обязательном ответе указывается и в каком месте могут храниться необходимые данные.
Запрос делается по адресу: 230023, Гродно, пл. Тызенгауза, 2, ГУ «Национальный исторический архив Беларуси в Гродно»