Таинственные находки

Как и куда пропадают артефакты

Неделю назад город потрясла новость: в одном из помещений Белорусского института правоведения нашли человеческие останки. Их так и не показали ученым, а строительные работы в здании продолжаются.

В ближайших планах института – благоустройство внутреннего двора комплекса, городских властей – реконструкция набережной возле него. А значит, очередное вторжение в культурные слои. На поверхность снова могут выйти останки и артефакты, судьба которых также окажется под вопросом. Кто должен заниматься «сюрпризами» культурного слоя 880-летнего Гродно, пытался выяснить корреспондент «Вечёрки».

Останки отправили на экспертизу
Сегодня рабочие охотно показывают на мобильном телефоне фотографии черепов и костей. А тогда необычной находке они испугались, ведь  под полом одной из комнат неожиданно увидели останки нескольких человек.
– Мы прокладывали кабель, и, когда вскрыли бетонный пол в одном из помещений на первом этаже, лезвие лопаты неожиданно уперлось в  голову человека, затем в другую. Стало не по себе. Говорят, не в первый раз в районе Старого моста находят кости, – делятся впечатлениями рабочие СУ №52.
Что сейчас на самом деле происходит на этом месте, узнать невозможно. Комната закрыта, посторонних туда не пускают. Прораб СУ №151 при ОАО «СМТ №30» Александр Корпач утверждает, что строительные работы в этом помещении приостановлены. Яма глубиной около сорока сантиметров и шириной около метра осталась открытой. Пол вокруг не вскрывали.
Делом занимается прокуратура Ленинского района. Как рассказал следователь Арсений Никольский, милиция изъяла ребра, элементы позвоночника и части расколовшегося черепа. По предварительным данным экспертов-криминалистов, находкам более пятидесяти лет. 

Продам древние крючки, недорого
В городе постоянно находят исторические ценности. Подростки приносят в дом древние крючки и фигурные камни, найденные в строительных карьерах, из Старого города тащат свистульки и трубки. Особенно много артефактов сохранилось на берегах Немана в центральной части Гродно.
– Шпору, ядра, некоторые предметы быта – все это нашли студенты-историки во время прогулок возле Старого моста, – рассказывает заведующий кафедрой археологии и этнографии факультета истории и социологии  ГрГУ имени Янки Купалы Сергей Пивоварчик. – В 2008 году, когда шла реконструкция, строители, не стесняясь, продавали ценности буквально за бутылку. К примеру, нам бы очень хотелось получить фуражку с «погоней» на кокарде, которую один из рабочих описывал так: «от шапки офицерской знак – мужик на коне с флагом прицеплен». Но мы опоздали, ее до нас уже кто-то купил.
Во время реконструкции к мосту милиция приезжала практически каждый день: рабочие снова и снова натыкались на кости и черепа. «Большинство останков принадлежало польским и советским солдатам, которые сражались за Гродно в 1939 году, – рассказывает следователь Арсений Никольский. – Поэтому мы почти уверены, что останки в помещении БИПа именно с тех времен».

Появились на пороге с кирками
На следующее утро после обнаружения находки к воротам БИПа прибыла группа археологов во главе с Сергеем Пивоварчиком. Ученые узнали о находке  от журналистов. Но археологам подрядчики взглянуть на раскоп не дали.
– Нам было важно посмотреть даже не на черепа и кости, а на окружающую обстановку: как глубоко залегают останки, какие предметы находятся вокруг. Тем более что это место сложное: здесь много раз проводили строительство, культурные слои нарушены и перемешаны. По правилам, в таких сложных случаях должна работать целая коллегия специалистов из сферы истории и антропологии: чем больше информации мы получим, тем проще определить происхождение останков. Но в ситуации с БИПом нам остается рассчитывать только на заключение экспертов прокуратуры, – рассказывает Сергей Пивоварчик.
Почему археологов не пригласили и почему ни один специалист не побывал на месте раскопа, мы выяснили у участников события.
Прораб СУ-151 Александр Корпач считает: «Мы же кости нашли – милицию вызывать надо. Какие могут быть археологи!»
Следователь Арсений Никольский: «Прокуратура не обязана вызывать подобных специалистов. Для нас важно установить, было это убийство или нет».
Заместитель директора по общим вопросам Гродненского филиала УО «БИП – Институт правоведения» Сергей Кнэхт не впустил археологов по совету прокуратуры: «Появились на пороге с кирками, с чего они взяли, что это имеет историческую ценность. Пока экспертиза не закончена, трогать ничего нельзя. Посмотрим, возможно, потом мы и откроем для ученых доступ к объекту».
Сколько еще ценностей и человеческих останков найдут гродненцы на набережной, неизвестно. Но историки говорят, за восемьсот лет здесь собралось столько, что одного взмаха лопатой будет достаточно.

Справка «ВГ»

Археолог, доктор исторических наук и заведующий кафедрой археологии и этнографии ГрГУ имени Янки Купалы Сергей Пивоварчик  предлагает свои версии происхождения останков.
1 С XIX века в этом здании располагались военные казармы. Именно отсюда в 1939 году польские солдаты отстреливались от наступающих на город советских войск. Также врач Каган вспоминает, как во времена фашистской оккупации здесь находился «Шталаг 324» – лазареты лагеря для советских военнопленных.
2 Территория у Старого моста была густо населена еще в XII веке и называлась тогда Подолом. Если верить гравюре Цюндта, в XVI веке на месте здания БИПа располагалась Крестовоздвиженская церковь, рядом с которой хоронили умерших вплоть до XVIII века.
3 Также с XVIII века на этом месте могли разбить кладбище монахи-кармелиты, чей монастырь располагался напротив (сейчас здесь находится здание «Приорбанка»).

Кстати

По словам следователя Арсения Никольского, останками заинтересовались военные. Отделение социальной защиты Гродненского объединенного военного комиссариата, также как и археологи, ждет результатов экспертизы. Если умершие окажутся солдатами, их захоронят на специальном кладбище. Также военные хотели бы вскрыть пол во всей комнате, чтобы, возможно, найти других умерших.

Независимый комментарий:

Что написано в законе
Александр Медведев, заведующий отделом археологии средневекового периода Института истории Национальной академии наук Беларуси, курирует историческое наследие Гродно.
– Согласно «Закону об охране историко-культурного наследия» (2006 года) и двум постановлениям Совета министров (№651 2002 года и №762 2006 года), перед началом каких-либо строительных или земляных работ заказчик обязан провести археологические изыскания. Без заключения специалистов Министерство культуры просто не даст разрешение на строительство. БИП же начал его за несколько лет до выхода этого закона, когда прибрежная зона еще не входила в охранную. Поэтому тщательных археологических исследований там не проводили. Мы считаем БИП нарушителем. Много раз писали туда письма с просьбой сделать изыскания, но все наши послания остались без ответа.  В сегодняшней ситуации им тем более нужно остановить работы и провести тщательный анализ всего комплекса.
Но в БИПе о письмах из Академии наук слышат впервые. Сергей Кнэхт вспоминает, что какие-то археологи на строительстве побывали лишь однажды: в 2005 году «копали» во дворе учебного заведения. Недавно рабочие рыли здесь траншеи, но ничего необычного не нашли.