Почему молодые музыканты уезжают за границу

Музыкальные школы переполнены, а талантливых исполнителей в городе мало. Сегодня они самостоятельно ищут возможности для развития. Молодые музыканты уезжают жить и работать за границу.

Как мне пояснили специалисты, в городе недостаточно оркестров, в которых могут играть начинающие исполнители. В концертных организациях, таких как филармония, вакансий немного, и молодым музыкантам трудно туда попасть. На Западе же более широкое поле для маневров.
Эксперты с сожалением отмечают, что большинство инструменталистов уезжает работать за границу или в Россию. Так, например, талантливая пианистка Марина Белашук училась в Гродно. В 1995 году окончила Российскую Академию музыки имени Гнесиных. Стала дипломантом международного конкурса имени Шопена в Мариенбаде (Чехия, 1997 год) и Всероссийского конкурса Bella Voce в номинации концертмейстер (Москва, 1996 год), лауреатом  Международного  конкурса  «Искусство XXI  века»  в  номинации  искусство  аккомпанемента (Киев,  2005 год). Сегодня Белашук работает в Москве. Также успел о себе заявить молодой музыкант из Гродно Кирилл Кедук: учится игре на фортепиано в Польше и теперь гастролирует по Европе.
Однако есть и те, кто успешно занимается музыкальным творчеством в нашем городе. После Белорусской государственной академии музыки пианист Алексей Петров еще четыре года учился в высшей школе музыки «Ханнс Айслер» в Берлине. Сейчас пианист живет и работает в Гродно, но периодически гастролирует по всему миру. У музыканта расписаны концерты за границей,  мастер-классы и конкурсы на два года вперед. Например, 10 марта Алексей Петров принимет участие в фестивале в Германии, который устраивает консерватория в Мюнхене.
В прошлом году на всю страну заявил о себе образцовый оркестр духовых инструментов Поречской музыкальной школы. Из Специального фонда Президента РБ по поддержке талантливой молодежи были выделены стипендии и премии четырем его юным участникам и грант непосредственно оркестру. Его руководитель Валерий Сак считает, что даже в таком небольшом городе, как Гродно, возможно развиваться музыкантам.
– Но положительные примеры единичны, – рассказывает художественный руководитель и дирижер Гродненской капеллы Владимир Бормотов. – В Европе в городе с населением в 30 тысяч человек есть развивающиеся музыкальные коллективы. У нас же у молодых музыкантов при зарплате в 250 тысяч  рублей пропадает энтузиазм. Для человека, который работает с самого детства, это просто смешные деньги.
Так почему же в Гродно много подающих надежды, но мало состоявшихся музыкантов?  Исполнители занимаются творчеством там, где есть нормальные условия для работы. Лауреатов конкурсов привлекают гонорары и возможность выступать в лучших концертных залах мира. Оркестранты пытаются найти возможность заработать. На родине, по мнению самих музыкантов, ставки невысоки. У нас не очень активно поддерживают проекты, направленные на обогащение музыкального культурного рынка. Отсутствие финансирования и малое количество концертных залов не дает возможности трудоустроиться.
– У нас, в отличие от Европы, другая музыкальная культура в обществе, – считает Валерий Сак. – Там, например, на ура идут оперные выступления даже среди молодежи. Здесь интерес к классике незначительный. Городу нужны профессионалы, которые стоят за спиной музыкантов и отвечают за то, чтобы осуществился тот или иной музыкальный проект.