Кукольный дом

Как гродненский театр состарился на  40 летВ этом году собираются отмечать 30-летие Гродненского областного театра кукол, наметили соответствующую программу. Но директора театра Александра Игнатенко, как, впрочем, и всех причастных к торжеству, ждал сюрприз. Гродненский краевед и наш автор Виктор Саяпин отыскал реальные документы, которые доказывают, что в 2010 году кукольному театру исполняется не 30, а 70 лет. Автоматически из самого молодого в стране коллектив становится старейшим.

Культурный «пьемон»
Начиналось все в далеком 1939 году. После оккупации фашистами Польши во время Второй мировой войны проживавшие на ее территории деятели искусства и культуры, спасаясь от фашизма, потянулись на Восток – в западные области БССР. Вскоре в таких крупных городах, как Гродно, Белосток, Брест оказались известные польские музыканты, актеры, режиссеры, журналисты. Гродно получил неофициальное звание «культурного Пьемона». Сюда приехали музыкант Эдди Рознер, экстрасенс Вольф Мессинг, писатель Густав Херлинг-Грудзинский, актеры Владислав и София Ярема.
Владислав Ярема родился 24 декабря 1896 г. в семье львовских юристов Юзефа и Стефании Ярема. Закончил гимназию и театральную школу при консерватории во Львове. В 20-х годах как актер и режиссер выступал в театрах Лодзи, Катовиц, Сосновца, Вильно. С 1928 по 1932 год учился актерскому мастерству в парижском театре Vieux Colombier. В 30-х годах работал в театрах Кракова и Варшавы.
Когда осенью 1939 г. в Белосток приехал на гастроли главный кукольный театр Советского Союза под руководством Сергея Образцова, супруги Ярема не пропустили ни одного спектакля. У Владислава появилось огромное желание создать такой же театр.
Театральная труппа была образована в декабре 1939, и Яреме удалось убедить власти открыть именно в Гродно Государственный театр кукол. Это было сделано 2 февраля 1940 г. постановлением № 125 Совета Народных Комиссаров БССР. В это же время происходит еще одна встреча с Центральным театром кукол Советского Союза под руководством заслуженного артиста РСФСР Сергея Образцова.
Ведущий советский кукольный театральный коллектив тогда целый месяц при полных залах показывал как маленьким, так и взрослым спектакли “Конек-Горбунок”, “Лесная тайна”, “Наш цирк”. Гастроли проходили в зале городского театра, того самого, где сейчас ставит свои спектакли Гродненский театр кукол.
Сергей Образцов активно помогал в становлении молодого театра, художественным руководителем которого стал Владислав Ярема. Главным помощником была жена  София Ярема. Тогда же, в феврале, театральная труппа представила на суд зрителей премьерный спектакль «Цирк Тарабумба» в постановке Яремы. Этот спектакль, который впоследствии многократно им ставился, в итоге стал визитной карточкой режиссера.
В зимние дни 1940 г. в Гродно оказался известный польский литературный критик, писатель, журналист Густав Херлинг-Грудзинский, которого Ярема принял на работу в столярный цех театра. Вот как вспоминает свой гродненский театральный период Херлинг-Грудзинский:
«Зима 1940 года. Нашел довольно скромно оплачиваемую работу в «Первом Государственном театре кукол Западной Беларуси» под руководством Владислава Яремы в столярном цехе, который занимался вырезанием, монтажом, раскрашиванием и декорированием деревянных актеров. Работа не высокооплачиваемая, но с важным тогда преимуществом принадлежности к «трудовому коллективу», которая давала право посещения столовой и  получения карточек на хлеб, а также получения жилья в реквизированных квартирах».
Всего театральная труппа насчитывала 30 актеров, которые были поделены на две группы. Если одна выезжала на гастроли, то вторая в это время готовила новые представления.

Ездили на своем автобусе
Местные власти не скупились на финансовые дотации. На первоначальном этапе коллектив получил в свое распоряжение 225 тысяч рублей – немалую сумму по тем временам. Кроме этого, театру кукол был предоставлен автобус, и труппа занялась активной гастрольной деятельностью. Первые гастроли зимой 1940 г. с большим успехом прошли в Столбцах. В сезоне 1940-41 года театр выступал в Новогрудке и Минске. Всего же за неполные полтора года своего существования посетили самые отдаленные уголки Белостокской, Барановичской и Брестской областей. Представления  увидели более 80 тысяч зрителей. В репертуаре театра были спектакли «Цирк Тарабумба», «Три сестрички», «Мишка Боровик». На 1941 г. планировались к постановке спектакли «Волшебная калоша», «Сапожник Дратвочка», «Волшебная лампа Алладина», «Доктор Айболит» и другие.
После того как фашисты заняли Гродно, супруги Ярема в августе 1941 г. решили вернуться в Варшаву. Там Владислав освоил новую для себя профессию – закройщика. Вместе с женой принял активное участие в Варшавском восстании, оба после поражения повстанцев оказались в концлагере Stutthoff, затем в лагере смерти Altvorwer, откуда в октябре 1944 г. вдвоем бежали.

Вернуть билеты за провальную игру
В 1945 г. вместе с женой Ярема основал в Кракове театр кукол «Гротеск». Гродненцам знаком этот театр по успешным гастролям в нашем городе в прошлом году. Ярема много лет был его директором, затем главным режиссером. Ставил спектакли в театрах кукол Варшавы, Лодзи, Торуни, Познани, Гданьска, Вельско-Бялой. Благодаря его усилиям, в Кракове открылся факультет кукол Государственной высшей театральной школы, профессором и деканом которого он был в 1954-64 г.г.  Кстати, в Гродно спектакль «Сапожник Дратвочка» показали во время гастролей.  
Ярема обладал неповторимой артистической индивидуальностью, прекрасным ораторским талантом, с помощью которого мог убеждать даже самых закоренелых своих противников, был необычайно харизматичен. Режиссером и  актером он был очень впечатлительным, обладающим безграничной фантазией, умеющим до конца отстаивать свои принципы и убеждения. Его темперамент ярко раскрывает следующий эпизод творческой биографии. Однажды, во время премьерного показа спектакля «Волшебная лампа Алладина», в краковском театре «Гротеск» он вышел на сцену, прервал спектакль, извинился перед зрителями за бездарную игру актеров и пообещал вернуть деньги за билеты.
Первый руководитель и основатель Гродненского театра кукол Владислав Ярема умер  в Варшаве в 1976 г. София Ярема – выдающаяся актриса, режиссер, сценограф пережила своего супруга на 34 года и умерла в декабре 2008 в возрасте 89 лет.

Откуда появилась круглая дата
Второе рождение театра кукол состоялось уже после войны в статусе Театра кукол при Доме народного творчества. Исполнительный комитет Гродненского областного Совета депутатов трудящихся 1 ноября 1946г. принимает решение № 898 «Об организации областного самодеятельного театра кукол». Премьерной постановкой театра стала пьеса-сказка Шориновой «Дед Мороз» по мотивам русских народных сказок. Художественным руководителем и режиссером-постановщиком был  
Ю.К. Антонов.
В третий раз театр родился осенью 1980 года: исполком областного Совета народных депутатов в соответствии с Постановлением Совета Министров БССР 27 октября принимает решение об открытии с 1 ноября 1980 г. Гродненского областного театра кукол. Базой для него, как и много лет назад, вновь стал Дом народного творчества. У истоков театра стояли молодой режиссер Сергей Юркевич и старейший художник белорусского театра кукол  Леонид Быков. Затем на должность главного режиссера в театр пришел Николай Андреев.
В 1986 году труппа наконец-то заимела собственную сцену – театральной базой ее стал старейший театр Беларуси, построенный еще во времена Антония Тызенгауза.

Кстати

Представленные факты публикуются впервые.