Снегурочка на пляже

Для Снежной леди Гриневич выбрал красный и желтый тонаСпециально для читателей газеты известный художник Сергей Гриневич к Новому году нарисовал снегурочку. Зимняя красавица стала прекрасной гламурной девушкой. По словам автора, в лице внучки Деда Мороза каждый может увидеть свой праздник. 

Девушки с мужскими руками
– Воспроизвести красоту – не главная функция художника, – проводит мастер-класс для корреспондента «Вечёрки» Сергей Гриневич. – Современное актуальное искусство не отвечает, а задает вопросы.
Последние работы Сергея Гриневича можно увидеть в городском выставочном зале, где открылась отчетная выставка членов Гродненской областной организации Белорусского союза художников. На одной из картин изображен древнегреческий герой Сизиф, который толкает камень в гору. Зритель наблюдает не со стороны за страданиями царя Коринфа, приговоренного богами к вечным мукам, а буквально идет по пятам героя, чувствуя его напряжение.
– Я посмотрел, что делали до меня и как изображали Сизифа раньше. Но в тех работах, на мой взгляд, не было главного. Я решил подойти с другой стороны и стал толкать камень вместе с героем. Большую часть времени я занимаюсь тем, что просто обдумываю идею и будущий сюжет в мастерской. Бывает, на это уходят недели. Картина может возникнуть внутри тебя: начинаешь искать материал, который помогает ее воплотить. И наоборот. Явления жизни подвигают к картине.
Сергей Гриневич признался, что нарисовал Сизифу свои руки. У девушек на картинах обычно тоже руки автора. Их художник только немного «окультуривает».
– Картина – это не просто раскраска, – рассказывает Сергей Гриневич о своем творчестве. – В последнее время для меня большое значение имеет цветовое решение: преобладают синий и ярко-красный цвета. Оттенки красок становятся важным символом. Не стоит забывать, что без цвета художник тоже может выразить все, что задумал. Краски помогают увлечь зрителя и показать красоту изображения. Главное, по пути к этой красоте не забыть, о чем картина.

«Я люблю наблюдать жизнь»
Более трехсот художественных работ Сергея Гриневича находятся в зарубежных частных коллекциях. Большой популярностью художник пользуется в Швейцарии: около ста картин белорусского мастера принадлежат местным ценителям искусства.
–  Европейские музеи меня пока не покупают. Я еще не такой знаменитый, а их интересуют только звезды, – скромно улыбается художник. – На мой взгляд, для творческой личности важнее интерес коллекционеров. Когда они общаются и делятся впечатлениями друг с другом и с владельцами галерей, это привлекает внимание любителей художественного творчества.
По словам Сергея Гриневича, в последних работах он выступает не только в роле творца, но и сам становится наблюдателем.
– Я нарисовал девушку, поющую белорусский гимн, в зеркальных очках которой отражаются слова песни. Мы уже привыкли, что по телевизору бегущей строкой идет гимн Республики. Для нас это нормально. А если человек приехал из другой страны, его это очень поражает. Девушка, бездумно повторяющая слова гимна, – своеобразный символ эпохи. Картина «Фото на паспорт» – взгляд со стороны – автопортрет с закрытыми глазами. Когда спрашивают, почему с закрытыми глазами, отвечаю: может, человек от вспышки закрыл глаза, а, может, так он больше похож на себя. Картина «Бригада», на которой изображены дорожные строители, по моему мнению, помогает молодому зрителю вернуться к первоначальному смыслу этого слова. У молодежи «бригада» вызывает свои ассоциации: Саша Белый и его друзья-бандиты. Мои картины – добрая ирония.

Арт-попса
– Я ретроград по сравнению с настоящим актуальным искусством, – дает определение своему творчеству Сергей Гриневич. – Но с другой стороны, я не вписываюсь в наши реалии. Я балансирую между традиционным и современным искусством.
По словам художника, искусство в Беларуси в настоящее время нуждается в поддержке высоких технологий и требует вложения денег.
– В мире снова набирает силу так называемый неоклассицизм, который так популярен в Беларуси. Получается, что, вроде, мы и в русле мировых художественных тенденций. Но местные художники забывают, что это возвращение на совершенно другом уровне. Это искусство имеет опыт постмодернизма и актуального искусства. В нашей стране пропустили новые тенденции. Нельзя пройти мимо глобальных мировых течений и вдруг стать в авангарде. Искусство повторяется, но эта спираль двумя, а то и тремя этажами выше.
– Что касается современной живописи на Украине, то там ситуация очень живая. У нас я не знаю ни одного известного коллекционера. Там же есть негласная борьба за художников. За некоторыми из них стоят очереди. Даже в России ситуация такой живой не выглядит. Наших соседей поддерживают кураторы, спонсоры и фонды. Чувствуется и государственный интерес. В Беларуси львиная доля финансов уходит на Славянский базар и участие в Евровидении. Эти попсовые мероприятия – не более чем развлечение. Изобразительного искусства, особенно современного, у нас государство не замечает. Союз художников живет своей жизнью – государство своей. Это уже сложившаяся традиция.

Справка «ВГ»
Сергей Гриневич родился в 1960 году в городском поселке Красносельский Гродненской области. В 1983 году закончил Белорусский государственный театрально-художественный институт, отделение монументально-декоративного искусства. Работает в разных техниках монументально-декоративного искусства (фреска, витраж), а также в области станковой живописи. Участвует в художественных выставках с 1982 года. Член Союза художников Беларуси с 1988 года. Работы представлены в коллекциях банков в Швейцарии, Испании, Беларуси, музее Современного искусства (Минск), музее М. Богдановича (Гродно), частных коллекциях. Выставлял картины на более сорока персональных выставках.