Пароль «Ленинград»

Партизаны украшали новогоднюю елку пулеметными лентамиПо-традиции к каждому Новому году белорусские партизаны готовили боевую операцию. Жительница Берестовицы Людмила Дубовик: сама участвовала в новогодних боях возле деревни Слабодка Шкловского района Могилевской области.

«На праздники фашисты теряли бдительность: отмечали, отогревались в штабах, потому что не могли вынести крепких новогодних морозов», – говорит Людмила Дубовик. И вспоминает, как помогла отряду воспользоваться ситуацией и подорвать участок железнодорожных путей по маршруту Орша-Могилев  которые направлялись через Смоленск на Москву. Людмила Дубовик, тогда семилетняя девочка, была у партизан связной и докладывала им, где в окрестных деревнях располагались засады и пулеметные точки.
«Я хорошо знала местность, где находятся посты, как через поле подобраться к железнодорожным путям, – вспоминает Людмила Васильевна. – На разведку шла с подружками. В руках корзинки, наполненные снедью, хотя дома на столе – только лепешки из гнилой картошки. Мы знали, что фашисты заберут яйца и сало и отпустят». Тогда партизаны заминировали дорогу.
Из боевых заслуг Людмилы Дубовик – спасение деревни Новоселки. То, что фашисты хотели сжечь село, она узнала, когда делала очередной обход со своим отрядом маленьких разведчиков. О вражеских планах пошла докладывать самому командиру партизанского отряда. «Каждую неделю пароль менялся. Помню: на то время кодом был «Ленинград», его надо было сказать на двух постах», – рассказывает Людмила Дубовик.
Женщина говорит, что слышала о том, как отмечали Новый год «зеленые» отряды: выбирали елку, украшали ее пулеметными лентами, делали свечи из сплюснутых гильз и ставили бутыль самогона.
О том, чтобы отмечать новый год во время оккупации в деревне, не могло быть и речи. Многодетная семья Людмилы Дубовик пряталась в хлеву, чтобы старших дочерей не забрали на работу в Германию. Зато женщина хорошо запомнила встречу 1943 года, когда немцы покинули деревню, фронт отодвинулся к Смоленску.
– Несмотря на возраст, взяла топор и вырубила елку в лесу. Из бумаги вырезала игрушки. И хотя на столе снова были нехитрые лепешки, было весело, потому что не надо было бояться и прятаться. И с тех пор стало как-то легче, – рассказала наша собеседница.