Дворец Радзивиллов

Портрет Сапеги кисти Лампи оценили в один рубль...

Окончание. Начало в №51

Сюжеты «ландшафтов» Гродненского дворца были разнообразны: «Охота на уток с собаками», «Ландшафт, представляющий львов», «Овчарки, погоняющие овец», «Страусы», «Охотник, стреляющий в медведя», «Спасение Энеем из Троянского огня отца своего», «Пастушка и пастух», «Охота на кабана», «Жена Потифара, срывающая одежды с Иосифа», «Неизвестный дикий зверь», «Лев, пожирающий коня», «Цветы в вазах», «Оружие», «Щиты и оружие».

Какими были интерьеры
Стены комнат и залы второго, парадного этажа дворца, расположенные справа и слева от главного двухсветового зала, были обиты  полотняными шпалерами (как указано в инвентаре, «плотяными» обоями).
Помещения первого этажа были скромнее. Стены не задрапированы тканями, а украшены фресками на штукатурке. Цвет стен красный и серый, кафельные печи – белого и зеленого цветов.
В 1751 году «Рыбонька» купил у наследников Казимира Леона Сапеги соседний трехэтажный дворец за 55 тысяч злотых. После этого два соседних каменных дворца и один деревянный, старый двор с находившимися на нем хозяйственными постройками образовали единый большой дворцовый комплекс Радзивиллов.  
Как отмечал Шлемюллер в 1752 году,  дворец Радзивиллов – это «обширный симметричный, хороший дом, одна сторона которого выходила на Рынок. Залы и палаты большие… Примыкает к нему большая площадь с деревянными постройками, в которых обычно размещалась большая свита княжеская и военная стража». Добавим, что конюшни во дворе рассчитаны были на содержание 50 коней.
Следующим владельцем дворца стал X несвижский ординат Кароль Станислав Радзивилл.  Родился он 27 февраля 1734 года в Несвиже. Его родители – Михаил Казимир «Рыбонька» и Уршула Франтишка Вишневецкая. Известен под псевдонимом «Пане Коханку», данным ему за любимое выражение, с которым он обращался к своим собеседникам, и для отличия от своего деда – Кароля Станислава Радзивилла.

След Радзивилла
Князь Радзивилл занимал различные должности в Речи Посполитой. С 1752 года он был мечником ВКЛ, с 1755 – старостой львовским,  в 1762 стал воеводой виленским. По политическим мотивам несколько лет находился в эмиграции. В Дрездене он узнал о том, что Сейм лишил его должности воеводы и наложил секвестр на его собственность.  
Благодаря стараниям российского посла Николая Репнина в 1766 году возвратился на родину, и после принесения присяги королю Станиславу Августу Понятовскому ему были возвращены все государственные должности. После этого осел в фамильной резиденции в Несвиже, занялся украшением и организацией пышных балов и приемов. Самым известным был прием, устроенный в честь Станислава Августа Понятовского в 1785 году.  Гродненский дворец во времена правления Станислава Августа Понятовского также славился тем, что в нем проводились  приемы   и балы.
Кароль Станислав Радзивилл был самым могущественным магнатом Речи Посполитой  второй половины XVIII в.  и одним из самых богатых представителей аристократии Европы. Его состояние складывалось из 16 городов, 638 сел и 25 войтовств. С одной стороны его представляли как выпивоху и гуляку, с другой – как пример шляхетности и патриотизма.
Князь был известен своими невероятными историями и славился  эксцентричными выходками. Однажды летом он захотел покататься на санях. Для этого приказал посыпать сахаром двор Несвижского замка. А одним из его любимых развлечений было следующее: он платил сельчанам за то, чтобы те влезали на деревья и куковали, а сам брал ружье и стрелял им в зад  перцем.
При жизни  Кароля Станислава «Пане Коханку» произошли значительные разрушения дворца во времена событий Барской конфедерации. Крыша частично разрушилась, стены от самого низа и до верха потрескались, комнаты и залы пришли в упадок.
Умер «Пане Коханку»  в Бяла-Подлясской  21 ноября 1790 года.
После смерти Кароля Станислава в  самом конце XVIII в. владельцем Гродненского дворца был Доминик Радзивилл.

Куда вывезли ценности
Первые десятилетия XIXв. стали годами полного упадка и уничтожения былого великолепия дворца. По одной из версий в 1832г. в Петербург из дворца были вывезены огромные ценности, реквизированные у участника восстания 1830-31 годов Ефстафия Сапеги, который отклонил предложение Николая I взамен верноподданнической присяги получить конфискованные музейные сборы, библиотеку и архивы.
В 25 больших упаковках находились привезенные в Петербург картины, мозаики, гравюры и книги. 17 декабря 1832 г. Николай I после осмотра всех вывезенных предметов, приказал часть оставить в Эрмитаже, часть передать Академии художеств и Дирекции театров, а книги – в Публичную библиотеку. Собрание портретов и сафьяновый портфель с навесным секретным замком он приказал передать в кладовые Эрмитажа. Надо полагать, что в портфеле находились драгоценности.
Галерея из 95 портретов составляла довольно  интересное собрание изображений королей польских и великих князей ВКЛ, князей Сапегов, Массальских, вельмож Речи Посполитой. Среди них были  и полотна кисти Лебруна и Лампи.
Портреты недолго оставались в запасниках Эрмитажа. Вскоре был отдан приказ об их распродаже и уничтожении. К примеру, портрет князя Сапеги кисти Лампи был оценен в 1 рубль, другой портрет – в 25 копеек, портрет княжны Сапега кисти Лебруна – в 5 рублей, 23 работы сожгли. Остальные частично продали на рынке, а часть была возвращена семье после  длительных переговоров.
После Первой мировой войны владельцем изменившегося до неузнаваемости дворца стал Иосель Морголис. Он предоставил помещения второго этажа клубам «Муза» и «Маккаби». Все помещения первого этажа были приспособлены под магазины и лавки гродненских торговцев.
В годы Второй мировой войны дворец значительно пострадал и во второй половине сороковых годов XX века  его остатки были полностью разобраны. На месте, расчищенном от завалов, вскоре был разбит центральный сквер, огороженный бетонной балюстрадой. Ее отрезок, выходивший на площадь, практически совпадал с северной границей дворца. Летом 2005 г. во время работ по реконструкции Советской площади были открыты фундаменты дворца.
В заключение заметим, что это не единственный дворец Радзивиллов в Гродно, был еще и  второй – за Неманом.  Историк архитектуры Игорь Трусов высказывает предположение, что этот дворец находился между железнодорожным мостом и Румлево.