Дворец Радзивиллов

Более двухсот лет он находился на рыночной площади, нынешней СоветскойДворец, о котором пойдет речь, находился в центре Гродно на площади Рынок – нынешней Советской. Огромный дворцовый комплекс Радзивиллов  занимал всю южную сторону площади.

Радзивиллы – древний белорусский княжеский род. О его происхождении  существует несколько легенд, но наиболее достоверной является версия происхождения из боярской среды.
Как известно, Радзивиллы имели дворцы во многих городах Великого княжества Литовского. Гродненский дворец менее изу-чен и не так знаменит, как, к примеру, Несвижский.
Первым, кто сделал подробное описание планов дворца и его интерьеров, был польский профессор Ежи Ковальчик. Изучением занимались наши современники Юрий Гордеев и Ольга Баженова. Исследователи в первую очередь руководствовались инвентарями 1683, 1691, 1749 и 1767 годов.  Как выглядел  дворец в XVIII веке достоверно неизвестно.  Сохранившиеся фотографии дают нам представление о здании конца XIX в. – начала XX в.
История возникновения комплекса такова. Во второй половине XVIIв. – первой половине XVIII в. во времена Кароля Станислава Радзивилла сложилась громадная юридика в южной части площади Рынок, состоявшая  из приобретенных участков Воловичей, Сангушек, Массальских и затем  Сапег.

Могучая «Рыбонька»
Кароль Станислав Радзивилл, канцлер ВКЛ, родился 27 ноября 1669 г. в Кракове.
Жена – Анна Катерина Радзивилл – родилась в 1676 г. в семье Иеронима Сангушко и Констанции Сапеги. 6 марта 1691 г. в Вильно обвенчалась с   Каролем Станиславом Радзивиллом. В браке у них родилось 7 детей, в том числе и  Михаил Казимир, по прозвищу «Рыбонька».
Анна Катерина славилась своим деспотичным характером и была известна как одна из создательниц  огромного состояния. На купленном в 1717 г. участке уже к 1726 г. она построила новый деревянный дворец. А две каменицы на южной стороне стали собственностью Радзивиллов только во второй четверти XVIII в. Сын Анны Катерины и Кароля Станислава IX, Несвижский ординат Михаил Казимир Радзивилл  купил в 1738 г. за 17 тысяч злотых угловую двухэтажную  каменицу у Михаила Массальского.
Не совсем понятно, с какого времени к Михаилу Казимиру пристало прозвище «Рыбонька». Возможно, так его в детстве называли родители, а позднее он стал так обращаться к своим собеседникам. Странным образом сочетались его прозвище и важнейшие государственные должности, которые он занимал, – маршалка надворного ВКЛ, каштеляна и воеводы виленского, гетмана великого ВКЛ.
Родился он в городе Олыка,  детство прошло на Поморье, образование получил домашнее. В 1721 г. Михаил Казимир отправляется в длительное путешествие по странам Западной Европы, продолжая свое образование. Три года спустя он возвращается в родовое гнездо Радзивиллов – Несвиж, начинает восстанавливать его после разрушений, нанесенных шведами.
После приобретения у Массальского первого углового дворца на площади Рынок в 1738г. Михаил Казимир Радзивилл энергично взялся за его основательную перестройку и расширение. Уже в августе 1738 г. архитектор Доминик Фонтана прислал из Гродно «Рыбоньке» эскизный план и чертеж дворца с мезонином со стороны Рынка.
Строительные работы в соответствии с представленным проектом производил штатный архитектор «Рыбоньки» Августин Рошкович. На строительство гродненского дворца в 1741-1744 годах. Рашкович получил 41 258 злотых. К работе было привлечено большое количество мастеров и художников. В 1744 г. за украшение интерьеров дворца взялся придворный художник «Рыбоньки»  Ксаверий Доминик Геский из Несвижа.

Как выглядел дворец
Принято считать временем окончания строительных работ в Гродненском дворце Радзивиллов 1744 год. Детальные инвентари, сделанные в 1744, 1749, 1761 и 1767 годах, позволили донести до нас все его великолепие. Главный корпус дворца выходил на площадь Рынок и полностью занимал его южную сторону. К нему примыкало боковое здание, ориентированное вдоль ул. Бернардинской. Стены были выкрашены в серый и  телесный цвета, с преобладанием последнего, орнаменты, обрамляющие окна, в серый цвет, имитирующий камень. Крыша дворца была сделана «олендерско маниро» – в виде мансарды. Главный фасад, акцентированный центральным ризалитом с брамой, был украшен гербами Радзивиллов и Вишневецких, а также резьбой.
Сквозной арочный проезд устроили между тремя парами квадратных колонн по бокам.Главная лестница, расположенная с левой стороны от  арки, вела в представительские залы в главном здании дворца, выходящем на Рынок, и в апартаменты с капличкой и канцелярией гетмана в крыле дворца со стороны ул. Бернардинской. В здании также находились кабинеты, спальни, несколько приемных, комнаты для гостей,  обеденный зал.
Большой представительский зал, именуемый «Портретным»,  находился на втором этаже. Туда вела главная, пышно украшенная лестница. Стены лестничного марша были покрыты полихромной живописью в технике «альфреско», имели оригинальные орнаменты, расписанные Геским.
Окна зала располагались в два ряда: внизу большие, поменьше – вверху. Хоры для капеллы над каминами указывали на то, что это зал для балов. Стены его украшали колонны и скульптуры, между ними резные фигуры, орнаментальные украшения и рисованные ландшафты.  На расписанных колоннах резные жирандоли на пять свечей. Интерьер зала украшали также канделябры и свисавшие с потолка  16 белых люстр. По предположению некоторых исследователей, четыре резных деревянных подсвечника из дворца Радзивиллов сохранились в интерьерах костела Обретения Святого Креста в Гродно.

Камин и печи
Камины и  печи из  кафеля были различных цветов и форм: белые с золотистым орнаментом, зеленые, цвета мрамора. Их  украшали резные орлы  гербов рода Радзивиллов. Новшеством в жилых помещениях дворца были саксонские фарфоровые печки на четырех каменных ножках в виде столбиков. Кованые детали дверей были английской работы. Кафель и красивые люстры происходили из Радзивилловских мануфактур.
Над каминами висели портреты королей и вельмож Речи Посполитой. В столовой над камином – портрет короля, а в кабинете на втором этаже – портрет королевы. Всего в большом зале  дворца было  25  больших портретов королей, 18 портретов размерами поменьше и в других залах дворца еще 23 портрета. Кроме этого, в комнатах дворца висело не менее 20 «ландшафтов» на религиозную, мифологическую и охотничью тематику.

Продолжение следует…