Заходи, подвинься…

Туриста звали, он пришел. Что дальше?Как привлечь к нам туриста? Ответ на этот вопрос гродненские специалисты не могут дать вот уже несколько лет. Главная «фишка» области – Августовский канал – не справляется с продвижением всей Гродненщины. Совета приходится спрашивать у европейских профессионалов.

Эксперты предлагают зреть в корень. Сейчас в туристической сфере Гродно редко встретишь специалиста, который мог бы профессионально работать с клиентами.
Не секрет, что в ресторане все начинается с интерьера. После этого выстраивается и вся концепция заведения. Ей должны следовать обстановка, меню, атмосфера, поведение и даже внешность официантов. Директор единственного в Гродно ресторана категории «люкс» Евгений Говако считает, что у нас уровень развития сферы услуг нулевой. По его мнению, в ресторанах города менеджеры не в состоянии разработать грамотную политику ведения дел. Систему обслуживания сравнивать с европейской не имеет смысла. Подвязывать «слюнявчики», чтобы гости ресторана не испачкались, в Гродно еще долго не будут. Нередко в хорошем настроении с приятной компанией приходишь в кафе, а тебя сажают за столик, на котором остались крошки. Или громкая музыка не дает возможности нормально общаться. Эксперты отмечают и небольшое количество объектов общественного питания, которые предлагали бы национальную кухню, а также кафе, где можно было бы попить кофе.
В гродненских ресторанах часто от официантов не требуют профессиональных навыков общения с клиентами. Рестораторы в оправдание невысокого уровня сервисного обслуживания в своих заведениях ссылаются на финансовый кризис.
Еще одна проблема – отсутствие необходимого количества мест для туристов в гостиницах. Эксперты же приходят к выводу, что владельцы не только не могут построить новые гостиницы, в которых так нуждается город, но и часто не имеют средств для ремонта уже существующих. У руководителей гостиниц особое мнение по этому поводу: утверждают, что в недавно построенных отелях стараются соответствовать европейским стандартам.  
В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы повышают качество подготовки кадров в сфере туризма с учетом европейского опыта. В январе этого года университет стал участником международного проекта «Модернизация и внедрение бизнес-образовательных программ для подготовки специалистов в туристической индустрии Республики Беларусь» (MIBET). Программа рассчитана на 2009–2011 годы.
Как отметил на прошедшем в Гродно семинаре координатор проекта от Евросоюза профессор Клаус Розенталь, сотрудники гродненских ресторанов часто не знают азов профессии. Анализируя ситуацию с гродненскими гостиницами, Розенталь сказал, что в них практически отсутствует коммуникативная составляющая: «Простыми и не затратными способами можно привлечь постояльцев в отели. Например, подключать в номерах телевизионные каналы на иностранных языках».