Атомный ренессанс

На обсуждении воздействия АЭС на окружающую среду в Островце читали стихиВ киноконцертном зале в Островце места занимали задолго до начала собрания, и все равно войти смогли не все. В том числе и журналисты, которым предложили послушать прямую трансляцию в холле. Там же оказалось и большинство гостей, приехавших по собственной инициативе.  Первые ряды с надписью «пресса» заняли чиновники. Забронированы были кресла и для представителей общественности из близлежащих районов области, их организованно привезли на автобусах.

Обсуждение предварительного отчета об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) будущей атомной электростанции  продолжалось в минувшую пятницу пять часов. Кроме официальных сообщений и ответов, большинство выступлений свелось к формальной поддержке строительства АЭС. Впечатляющие перспективы в докладах объединились со стихами педагогов и эмоциями тех, кто хотел слова, но так и его не получил. Выступить успела только половина записавшихся, недовольные эксперты на сцену не попали.
Однако заместитель министра энергетики Михаил Михадюк заверил, что все мнения по поводу ОВОС будут учтены в приложении. Кстати, любой желающий может в Интернете познакомиться, какой будет Белорусская АЭС и с альтернативными исследованиями противников строительства.

АЭС на колесах
Хотя своей стационарной станции в Беларуси никогда не было, мирный атом планировали использовать и раньше. В 1983–1986 годах серьезно собирались строить Минскую АЭС мощностью две тысячи мегаватт. Больше двадцати лет назад островецкая площадка, которую выбрали для стройки сегодня, даже не рассматривалась. В конце 80-х в Институте ядерной энергетики Академии наук БССР была спроектирована, создана и запущена первая в мире передвижная атомная станция «Памир-630Д». Ее предполагалось использовать в труднодоступных районах СССР. Но проект не нашел практического применения. Правда, доставил много хлопот с эксплуатацией. В Беларуси до сих пор остались запасы привезенного дорогостоящего уранового топлива, а также и проблемы с хранением ядерных отходов.
Решение о строительстве АЭС было принято Советом Безопасности Беларуси в январе 2008 года. Первый энергоблок должны построить к 2016 году, второй – к 2018 году. Проектируемая мощность – 2400 МВт. Не исключается и строительство третьего блока на коммерческой основе. Поучаствовать предложили Литве, но пока без ответа. В Литве надеются на строительство практически новой станции на месте Игналинской АЭС, второй энергоблок которой, напомним, по договоренности с Евросоюзом должны остановить в 2010 году.
Исследовательские работы по выбору площадки продолжались с 2006 по 2008 годы. Для рассмотрения наметили 74 пункта. Остановились на трех площадках: краснопольская (Витебская область), кукшиновская (Могилевская область), островецкая (Гродненская область). Две первые отпали после того, как обнаружили на глубине залежи мела, что значительно удорожало проект. И приоритет достался Островцу.
По словам Михаила Михадюка, до конца года планируется утвердить два документа: окончательный ОВОС с учетом предложений, замечаний и обоснование инвестирования в строительство АЭС. Строительство энергоблоков и станции обойдется, по некоторым данным, примерно 12 миллиардов долларов.  После этого будет принято окончательное решение о строительстве Белорусской АЭС.
Также в этом году планируется подписание соглашения между правительствами России и Беларуси о сотрудничестве в сооружении Белорусской АЭС.

«Под ключ»
Российский партнер – ЗАО «Атомстройэкспорт» – будет осуществлять сооружение АЭС на условиях полной ответственности генерального подрядчика «под ключ». На общественных слушаниях в Островце первый вице-президент компании Александр Глухов говорил о том, что мир переживает атомный ренессанс. Например, ЗАО «Атомстройэкспорт» одновременно строит пять энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 (этот тип реактора третьего поколения выбрали и белорусы) в Китае, Индии, Иране и Болгарии.  По словам Александра Глухова, на строительство АЭС в Беларуси из бюджета РФ запроектировано выделение до девяти миллиардов долларов. Возможность кредита обсуждали президенты.

В России планируют закупать и топливо, а в проекте станции заложены  могильники: сооружения по переработке жидкостных ядерных отходов и резервуары для их хранения. Они рассчитаны на первые двадцать лет функционирования АЭС. Эта информация Александра Глухова вызывает беспокойство, поскольку в предлагаемом варианте ОВОС не рассматривается вопрос о таком дорогостоящем сооружении, как могильники. Станция рассчитана на пятьдесят лет эксплуатации. В дальнейшем предусмотрено строительство дополнительных хранилищ, вот пока и все.
Хотя одним из привлекательных для обывателей аргументов в пользу российских инвесторов была возможность отработанное топливо вывозить поставщику. То есть обратно в Российскую Федерацию. Но даже если в России построят завод по переработке ядерных отходов (в белорусском варианте это 26,7 тонны в год), то примерно пять тонн, прогнозируют независимые эксперты, все равно будут возвращаться.

Начнется хорошая жизнь
Значительную часть слушаний заняло материальное обоснование строительства АЭС. Повысится экономическая и энергетическая безопасность страны, снизится (до пяти миллионов тонн условного топлива в год) доля импортируемых энергоресурсов, уменьшится себестоимость производимой энергии – атомная считается самой дешевой.
Любопытно, что один из позитивных моментов – снижение выбросов парниковых газов в атмосферу за счет уменьшения использования органического топлива. Детально был описан большой вред, в частности от электростанций, работающих на угле. А ведь в Зельве планируют за счет польских инвестиций в один миллиард долларов построить угольную электростанцию и вырабатываемую в Беларуси электроэнергию передавать в Польшу.
Один из оппонентов благостных прогнозов говорил о том, что в случае строительства АЭС придется отселять деревни, где уже построены показательные агрогородки. Зато Островец должен превратиться в город-сад. Поселок с населением восемь тысяч, станет современным городом с оборудованными поликлиникой, больницей, новыми школами и детскими садами.  С учетом специалистов АЭС население увеличится на тридцать тысяч человек. Планируется, что на станции будет работать 2 200 человек. На первом этапе приедут восемь тысяч строителей.
Как рассказал на слушаниях житель поселка Висагинас (сателлит Игналинской АЭС) Олег Давидюк,  у них никого не пугает атомная станция в Островце. Пока ищут деньги на АЭС в Литве, в Беларуси в дирекцию АЭС  бывалые атомщики собираются подать больше сотни заявлений о приеме на работу.

Виртуальные споры
Особые опасения вызывают альтернативные утверждения о том, что в ОВОС занижена оценка вредных воздействий. По мнению доктора технических наук, профессора  Георгия Лепина (активист движения «Ученые за безъядерную Беларусь»), выбранный тип реактора (как, впрочем, все из ныне существующих) не гарантирует стопроцентной безопасности, а последствия от возможных аварий занижены по сравнению с результатами уже произошедших аварий. Реальная ситуация с выбросами радионуклидов на АЭС Три Майл Айленд в США в 1979 году в 320 раз превышает максимальные параметры при предполагаемой запроектной аварии на белорусской АЭС с аналогичными реакторами типа  ВВЭР. Как следствие, могут быть занижены и меры по ликвидации последствий, их финансирование. Его оппонент профессор, руководитель лаборатории радиационной безопасности Яков Кенигсберг (ликвидатор аварии на ЧАЭС)  уверен: грамотный радиационный, экологический мониторинг поможет учитывать и минимизировать потенциальные негативные последствия.
В целом в ОВОС атомная станция рассматривается как экологически чистый объект.

Прощай, благородный лосось?
Белорусская АЭС  будет строиться в месте уединенном, малонаселенном, с прекрасными чистыми реками, озерами, богатыми сосновыми, дубовыми, грабовыми лесами, где нередки краснокнижные животные и растения. Пока говорили о потенциальном рае для агротуризма, мечту испортил практический интерес. Как раз все эти факторы стали дополнительными плюсами для большой стройки. В то же время ихтиолог, координатор международных проектов ССВ по сохранению атлантических лососей Нина Полуцкая уверена, что место выбрано крайне неудачно, потому что стоки АЭС будут по притоку Полпа сбрасываться в чистейшую реку Вилию (находится в шести километрах от станции). В сентябре учеными во время мониторинга лососевых на Вилии и притоках была обнаружена молодь семги (благородный лосось). Ранее можно было говорить только о кумже. Обитающие в реке лососевые являются уникальными объектами первой категории охраняемости. На их популяцию (рыба не сможет зайти на нерест) может негативно повлиять как перепады воды в реке до 7–11 сантиметров в результате забора воды от станции, так и состав воды после очищенных стоков. Между тем в ГНПО «Научно-практический центр НАН Беларуси по биоресурсам» проведено объемное исследования о влиянии АЭС на водные объекты, но ссылок на выводы ученых о негативных последствиях в ОВОСе нет. Все в пределах нормы. Проектная работа станции не нарушит экологический баланс и сохранит природу, утверждают составители в предварительном ОВОС.
Свои сообщения и обоснования, дополнения как сторонники, так и противники строительства отправили в Минэнерго. И если уже станции быть, нам всем хотелось бы не агитации, а реальных действий, гарантий безопасности, которая проявляется для начала в открытом диалоге. Кстати, он предусмотрен международными обязательствами, которым следует Беларусь.

В тему
Расстояние центра площадки до границ сопредельных государств: до Литвы – 23 километра, Латвии – 110 километров, Польши – 200 километров.
В территорию радиусом  тридцати километров от Белорусской АЭС входит весь Островецкий район, части Сморгонского и Ошмянского районов, Мядельского района Минской области и Поставского Витебской области.