Шифр короля

Первая буква означает СтаниславовоКак-то один молодой человек, который абсолютно не интересуется историей, взглянув на ящик каталога с выписками из архивов, сделал абсолютно неожиданный вывод: «А ведь первые буквы  названий королевских резиденций под Гродно складываются в аббревиатуру владельца».

И в самом деле: Stanislawowo, Augustowo, Poniemunń – это SAP, Stanislaw August Poniatowski.

Почерк Сакко
Земля, на которой в 1777 году архитектор Джузеппе Сакко построил для последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского небольшую резиденцию под названием «Станиславово», входила, очевидно, с XII века, в состав великокняжеского (позже королевского) владения «Городница».
Резиденция в Станиславово отражала все особенности стиля архитектора Джузеппе Сакко. Это было прямоугольное одноэтажное здание, в центральной части поднятое еще на этаж. К нему прилегал глубокий портик с тремя аркадами с фасада и с двумя более широкими по бокам, которые составляли крытый въезд. Над портиком был обширный балкон с каменной балюстрадой. Главный фасад украшал богатый разнообразный лепной декор. Только на тыльном фасаде сохранилась до настоящего времени аббревиатура SAR – «Stanislaus Augustus Rex» (Станислав Август Король). Когда-то и на главном фасаде был лепной картуш для герба и надписи.

След танцовщицы
О внутреннем убранстве резиденции сейчас судить трудно, планировка интерьеров была когда-то регулярная с коридором посередине. В прихожей еще в прошлом веке находились две угловые печи из черного мрамора, в двусветном ризалите тыльного фасада когда-то располагался бальный зал с художественным паркетом, который, по легенде, уничтожили квартировавшие в Первую мировую войну солдаты. До 1939 года еще оставались целыми высокохудожественная лепнина потолков и фрагменты стенной росписи на мифологическую тематику над прихожей в так называемом «театральном зале», где, по легенде, самые красивые танцовщицы гродненского балета выступали вечером для короля.
Главный въезд в резиденцию из Гродно (длинная аллея, обсаженная липами) украшала брама с художественной лепниной (до войны ее проект хранился в архиве в Варшаве), по бокам резиденции находились два одноэтажных флигеля с высокими черепичными крышами. В правом располагалась кухня, где «творил чудеса турецкой кулинарии» албанский повар Анвер (обеды и ужины в горячем виде носили в судках через двор, чтобы запахи кухни «не вносили диссонанс» в интимную атмосферу главного здания резиденции).
К резиденции примыкал когда-то обширный парк, возможно регулярный, с лабиринтом из стриженных грабовых шпалер, его в XIX веке сменил парк пейзажный. Впрочем, говорили, недалеко от дома еще в прошлом веке росли огромные липы, в их тени гулял последний король.

Кирпичный завод
В 1797 году имение Станиславово было подарено казной российскому генералу Рубану, который в 1814 году продал его князю Франтишку Ксаверию Друцкому-Любецкому. С 1821 года князь Друцкий-Любецкий занимал пост министра финансов Царства Польского. Именно ему принадлежала инициатива постройки Августовского канала. И хотя он практически не бывал в Гродно, его фольварк Станиславово превратился в образцовое хозяйство с кирпичным заводом (старый кирпичный завод в районе улицы Дзержинского), который после закрытия мелких заводов в районе улицы Цегляной снабжал материалом практически все стройки Гродно в XIX – первой половине XX века.
Князья Друцкие-Любецкие сколотили во второй половине XIX века неплохой капитал, продавая свои земли для расширения городской черты Гродно в северном направлении. Они продали часть их для постройки железной дороги и первого на территории Беларуси железнодорожного вокзала, именно там возник «Новый Свет», была построена окружная больница (до недавнего времени здание погранотряда).

Таинственная смерть автолюбителя
На рубеже XIX–XX столетий владельцем имения стал князь Владислав Друцкий-Любецкий, трагически погибший в 1913 году. Довольно темная история его гибели долго не сходила со страниц местных и столичных газет. Именно князь Владислав Друцкий-Любецкий стал владельцем первого в Гродно автомобиля, чем, видимо, очень гордилась его жена. Это и запечатлел на фоне резиденции гродненский фотограф.
Бомбы с… аэроплана
Весной 1915 года гродненский исправник Н. Бюффанов сообщал в своем рапорте вышестоящим властям: «…В три часа дня из неприятельского аэроплана над имением Станиславово Гродненского уезда брошены две бомбы, из коих одна упала во двор этого же имения, а другая – близ самой усадьбы. Обе бомбы разорвались, но от взрыва их никакого вреда людям и имуществу не причинено, лишь только на месте падения и взрыва их образовались в земле небольшие рытвины, судя по которым упавшие бомбы были незначительной величины». Как уже было сказано выше, перед оккупацией Гродно в Первую мировую войну в резиденции квартировали казаки, которые, очевидно, и спалили штучный паркет в печах.
В конце апреля 1919 года в ожидании подхода регулярной польской армии в Станиславово забаррикадировался штурмовой отряд Польской военной организации, накануне разоруживший эскадрон белорусских гусар. Летом 1920 года во время польско-советской войны имение пробовал оборонять польский танковый взвод, защищавший подступы к центру города. Осенью того же года в парке за Станиславово польская следственная комиссия обнаружила несколько могил заложников из числа местных жителей, которых расстреляли большевики.
После Первой мировой дворец отошел к Яну Друцкому-Любецкому, по матери – Замойскому, который большую часть времени предпочитал проводить в Тересине под Варшавой. Именно тогда прославился завод по производству кафеля имения Станиславово (еще на памяти автора он работал около железнодорожного переезда). После 1939 года здесь обосновался первый в Гродненском районе совхоз, а во время немецкой оккупации – «арбайтсамт», бюро по учету и распределению рабочей силы. Именно здесь составляли списки людей для вывоза в Германию.
Летом 1944 года на высотах Станиславово немцы устроили внешнюю линию обороны Гродно. Вечером 15 июля к городу с севера прорвалась 6-я гвардейская кавалерийская дивизия корпуса Осликовского. Четыре эскадрона 25-го кавполка в темноте, преодолевая сопротивление врага, вышли к Городничанке. Следом за дело взялась пехота. После артиллерийской подготовки Станиславово атаковал полк под командованием подполковника А. Булавко. Бой продолжался четыре часа.
После войны в Станиславово размещался мощный радиоузел. Затем здания перешли к Гродненскому сельхозинституту, теперь университету. Насколько нам известно, сейчас разрабатывается проект реставрации этого здания.