Сезам, откройся!

Старая проводка не выдерживает новые лифтыНовый лифт в доме по проспекту Янки Купалы останавливался три раза в течение недели. В пятницу в нем застряла женщина с маленьким ребенком. Отказала электроника, и кабина застыла между этажами.

– Я почувствовала толчок, от которого чуть не упала на пол, удержалась за ручку коляски, – рассказала наша читательница Светлана. – Сразу после этого услышала громкий звук, похожий на удар, думала, сейчас упадем вниз. Кнопки на нажатие реагировали только тем, что внутри них загорались лампочки. Кнопка вызова аварийной службы не отвечала. Хорошо, что был при себе мобильный, нас через двадцать минут освободили. Но с нашим лифтом такое происходит регулярно, уже в понедельник и вторник опять пришлось тащить коляску пешком вниз с пятого этажа!
Механик Саша рассказал, что вышла из строя электронная плата, пришлось менять запчасти, отчего лифт не работал некоторое время. По словам специалистов, сработало устройство безопасности, и кабинка резко остановилась. Жильцы дома очень недовольны новым аппаратом: говорят, прежний был надежнее.
Оказывается, все дело в старых коммуникациях. Сейчас в городе лифты меняют в домах, которым 26–28 лет. Электрокабели в них не всегда рассчитаны на многократно возросшую нагрузку из-за активного использования электроприборов в квартирах. Но менять проводку пока никто не собирается.
– Мы несколько раз обращались в электросети, в УЖРЭП, но вопрос до сих пор остается открытым, – рассказал начальник ПТО ОАО «Гроднолифт» Юрий Григорович. – Новые лифты – на микропроцессорах, которые выдерживают перепады напряжения до трех процентов от 220 вольт. Если перепад превышает норму, включается защита и кабина останавливается.
Как выяснилось, схожая ситуация с лифтами, например, в доме №20 по проспекту Янки Купалы и №116 на улице Советских пограничников. Там тоже были остановки из-за перепадов напряжения. Прораб участка на Янки Купалы Александр Костечко считает, что в принципе нельзя ставить новые лифты на старые коммуникации. Но в УЖРЭП отвечают, что пока замена электрокабелей не запланирована. Необходимо финансирование, а его нет.

«Секреты» лифта на микропроцессорах
Если удерживать закрывающиеся двери восемь раз подряд,  сработает защита и лифт отключается.
Если нужно перевезти груз, кнопку «Отмена» (закрытия дверей) следует держать пятнадцать секунд, находясь в кабине. После этого лифт переходит в погрузочный режим и дверь не будет закрываться до нажатия кнопки с нужным этажом.
Если в кабине находится животное без сопровождения, лифт может остановиться – задействует устройство безопасности.
Если грузить негабаритные вещи, сработает устройство безопасности.

Справка «ВГ»
ОАО «Гроднолифт» обслуживает более 2600 лифтов в 32 городах Гродненской области. В результате реализации  «Программы замены (модернизации) пассажирских лифтов, отработавших установленные сроки эксплуатации, на 2006–2010 годы» в области в жилых домах нет лифтов старше тридцати лет (единственная область в республике с такими темпами обновления). Возможности предприятия позволяют менять ежегодно более ста единиц «вертикального транспорта» в сжатые сроки – 38–40 дней (в девятиэтажном доме).
В городе уже заменили 40 лифтов, по Гродненской области до конца года запланировано 70 при соответствующем финансировании.

Где поставят новые лифты?
В 2009 году:
Суворова, 27, Я.Купалы, 45, Репина,5, Фолюш, 204.
В 2010 году:
Дзержинского, 113, 123, 135, 119, 125, 101, 109, 99; Горького, 26, 78/1; второй переулок Белуша, 3; Щорса, 34, 35, 36; Я.Купалы, 22, 35, 37; Пестрака, 38, 40, 42, 48, 50; Терешковой, 29; Репина, 23, 29, 31, 33, 37, 39, 41; Соломовой 98/1; БЛК, 39, 47; Горького, 26.

Это интересно
Новые лифты ходят быстрее: раньше мы ездили со скоростью 0,7 метра в секунду, сейчас – 1 метр в секунду.

В Гродно не было случая, чтобы кабина сорвалась вниз. На пассажирских лифтах предусмотрена «страховка» – три дополнительных троса и системоловители. Каждый месяц механики проверяют безопасность эксплуатации.

Если лифт дает сбой пять раз в месяц, механик лишается десяти процентов от зарплаты.