О бедном поэте замолвили слово

Ко Дню письменности в Сморгони поставили памятник Богушевичу и построили церковьПри въезде в Сморгонь наш автомобиль обыскали. В это же время люди с автоматами появились в городском парке. Оказалось, в пятницу милиция проводила учебный план «Перехват», готовясь к Дню письменности – 6 сентября.

В то время как экипированные люди отрабатывали мероприятия по безопасности, ремонтники докладывали плитку. Благодаря праздникам Сморгонь из типичной провинции с обшарпанными фасадами и разбитыми дорогами постепенно превращается в европейский городок. Пять лет назад благоустройство провели к 500-летию, сегодня на носу праздник письменности, а это дополнительное финансирование. По словам председателя райисполкома Мечислава Гоя, на ремонт центральных улиц, Красноармейской, Кутузовской, Советской и Ленина, затрачено свыше миллиарда рублей.
Элегантно, по-западному выглядят теперь фасады двухэтажных домов, построенных «за польским часом»: на их утепление и реконструкцию затратили три миллиарда рублей. Жилье в центре соседствует с чуть ли не единственным сохранившимся памятником архитектуры – кальвинистским храмом ХVI века. Сегодня это действующий католический храм.
К Дню письменности в центре построили православный собор Преображения Господня. Праздник начнется в этих стенах – проведут первое богослужение. «Собор возводили двадцать лет, до этого богослужения проводились в подвале», – поясняет Мечислав Гой.
Примерно столько же времени витала идея установить памятник знаменитому земляку Франциску Богушевичу. В 1992 году провели конкурс на скульптуру поэта. Этой весной достали запылившийся эскиз, который когда-то оказался лучшим, и ничего не стали менять: за работу взялся минский скульптор Лев Гумелевский. Правда, поменяли место прописки памятника. В 1990-е годы его планировали установить рядом с гостиницей «Сморгонь», сегодня «переселили» в городской парк. Более подходящего места в райцентре и не найдешь: аккуратные дорожки, озеро, амфитеатр на пятьсот мест, построенный в прошлом году. Как пояснил председатель райисполкома, памятник обошелся в четыреста миллионов рублей. Это будет единственная скульптура в городе, не считая памятника Ленину. Кстати, и первый монумент Богушевичу в Беларуси.
Выйдет в свет тиражом около тысячи экземпляров факсимильное издание «Дудкi беларускай» Франциска Богушевича (оригинал находится в Литве), а также фотоальбом и сборник сморгонских поэтов и писателей. Специально выпустили сувенирную тарелку с пляшущим под бубен и дудку медведем. Она напоминает о том, как в ХVII веке Радзивиллы организовали в Сморгони школу дрессировки мохнатых хищников – «медвежью академию».
Усадьба-музей Франциска Богушевича находится в Кушлянах, в 15 километрах от Сморгони. Резной деревянный домик с верандой находится в конце деревни. По словам директора усадьбы-музея Алеся Жамойтина, часто сюда приезжают экскурсии из Минской области. Правда, средств хватает только на поддержание дома, построенного в 1896 году, о пополнении коллекции речи не идет. А богатой ее не назовешь.
Родители Богушевича жили в наследственном поместье отца в Кушлянах в период с 1840 – 1846 годов.
Отличное состояние дома объясняется, что строили его из срубов местных пород – ели и сосны, а в советское время он не пустовал: здесь находились клуб и библиотека. Панские печи уже давно заменили на электрические. От Богушевичей здесь всего несколько экспонатов – комод в гостиной, рабочий стол поэта с зеленым сукном в кабинете, несколько семейных фотоснимков, закладка с надписью «Zakapane» (населенный пункт, через который Богушевич переправлял контрабандой свои рукописи и куда ездил на лечение), ключ от погреба. «Все, что есть теперь из мебели, мы взяли у местных жителей, им добро досталось от внучки Богушевича, когда она уезжала в ссылку в Сибирь», – пояснил Алесь Жамойтин. Остальные экспонаты интересные, но не оригинальные. К примеру, ксерокопии из судебных дел по восстанию 1863 года, ксерокопии «Мужыцкай праўды» за 1862 – 1863 года, сделанные на бумаге того времени.