Сосна без адреса

В Солах женщина спасает лес, которого нетНаталья Мрачковская из деревни Солы пытается спасти лес возле дома на протяжении уже десяти лет. За это время он значительно поредел и лишился большой части своих обитателей. Основные рубщики – местные жители, которые привыкли не только дары природы, но и ее саму использовать для своих нужд.  Главный вопрос Натальи: кто же поможет спасти здоровые деревья от топора?

Лес из дубов, грабов, сосен, осин  площадью в восемь гектаров расположен недалеко от нового микрорайона Вишневец. Сюда часто приходят подростки, которые пилят, портят  кору, поджигают стволы. 

На карте пусто
«В Гродненском лесхозе мне сказали, что этого леса на их картах нет. Тем не менее лесник с 2003 года давал разрешение на вырубку в нем деревьев, – говорит Наталья Мрачковская. – Теперь самые активные браконьеры обзавелись бензопилами. Лес покинули белки, зайцы, ласки, улетели птицы. Его атаковали листоеды, а здоровые деревья продолжают уничтожать».
Наталья Мрачковская в 2000 году обратилась в Госконтроль с просьбой найти тогда еще безадресным деревьям  хозяина. «В ответ прислали комиссию, которая оштрафовала лесорубов», – сказала Наталья Владимировна.
В 2006 году отчаявшаяся женщина позвонила на «горячую» линию «Защита растительного и животного мира». После этого на связь вышли специалисты ГЛХУ «Гродненский лесхоз». Обещали перекрыть дорогу металлическим шлагбаумом и установить дорожный знак «Въезд запрещен».
«В этом лесу жители деревни заготавливают дрова на зиму, сюда свозят мусор. Только в апреле 2007 года, после очередного звонка в Минск, директор ГЛХУ «Гродненский лесхоз» Тадеуш Чернецкий прикрепил участок к лесхозу «Неманский» и пообещал, что в ближайшее время установят запрещающие знаки. Но первое, что сделали, – это дали разрешение на «чистку» леса двум местным жителям», – сказала Наталья Мрачковская.
Через два месяца обещанный шлагбаум привезли, но он оказался «деревянным» и «подгнившим». В сентябре того же года мастер Неманского лесничества дал разрешение сломать шлагбаум и проехать в лес. «Хотя при установке сказали, что открывать шлагбаум могут только работники лесхоза, МЧС, а также при необходимости для машины «скорой помощи», – добавила Мрачковская. 

А может, так и надо?
После присоединения деревни вместе с лесом к Гродно единственным хозяином массива стало лесничество «Неманское». Его сотрудники уверены: за лесом постоянно следят, никакой самовольной вырубки нет, и разрешения на нее не выдаются.
«Первый раз слышу, что в этом лесу местные жители вырубают здоровые деревья, – рассказал лесничий Сергей Русак. – Я знаю, что в Солах живет какая-то дама, которая возмущается по любому поводу. А лес этот находится под нашим контролем. За ним тщательно следят».
Заместитель директора Гродненского лесхоза  Анатолий Бумбуль сообщил, что массив не входит в состав земель лесного фонда. «Деревья в Солах не вырубают. Это ложная информация. Любой может приехать и убедиться», – сказал Анатолий Вячеславович.
К слову, Румлевский парк, который подступает к деревне Солы, в 1993 году решением Гродненского городского Совета депутатов был объявлен памятником природы местного значения. В начале 2000-х годов в Румлево кто-то спилил в парке несколько дубов. Следы привели во двор одного из жителей деревни Солы, который ничего  особенного в своих действиях не увидел. Тогда как и в обычном лесу самовольные порубки недопустимы. Жителю пришлось отвечать перед законом и отдохнуть от природы за решеткой.

Природа – мать наша
Наталья Мрачковская просит власти  и обычных людей повернуться лицом к проблемам леса в Солах, который, по ее словам, «скоро исчезнет с лица земли». Сегодня она «сражается» за то, чтобы прекратили выдавать разрешения на вырубку в Солах и установили на въезде в лес металлический шлагбаум и предупреждающие плакаты, запрещающие разжигать костры, уничтожать деревья и мусорить».
Еще одна проблема – отдыхающие и туристы, после них остается много мусора.
Действительно, при входе в лес в одном из оврагов можно увидеть пластиковые бутылки и прочие отходы. На противоположной стороне среди деревьев лежит железный корпус от автомобиля. Как оказалось,  остов машины находится здесь уже более пяти лет. В глубине леса, любимом месте отдыха горожан, тоже много банок и пластиковой посуды. На некоторых деревьях подростки вырезали имена и содрали кору. Лес находится в плачевном состоянии. Свежие пни браконьеры, как пояснила Наталья Мрачковская, засыпают листвой: пытаются скрыть свою «работу».