Директор театра кукол Александр Игнатенко: «Дружат только с сильными…»

Кукольный театр не может пожаловаться на затишье ни в творчестве, ни в гастролях. Единственное, чем пришлось пока пожертвовать, – капитальный ремонт: в казне не хватает на это средств. В сезон театр полон. А между тем в списке городских вакансий появились объявления из кукольного театра. Почему возник дефицит кадров, решил выяснить корреспондент «Вечёрки». А затем разговор с директором театра кукол Александром Игнатенко пошел о жизни.

Узнала, что ваш театр нуждается в сотрудниках чуть ли не на все должности. Новый сезон встретите неполным составом? Откуда такая нехватка?
– Актеры нужны всегда, потому что товар штучный. Труппу нужно омолаживать, вливать новую кровь. Конечно, мы приветствуем выпускников высших учебных заведений. Но не всегда они приезжают в провинцию. Сложно найти образованного специалиста: все желают оставаться в Минске, Санкт-Петербурге, Москве. В этом смысле надо иметь хорошего режиссера. Ради хорошего режиссера по-настоящему творческий человек может смириться с отсутствием жилья, невысокой заработной платой. Но когда у актера появляется качество, даже режиссер не удерживает талант. Наша задача – закреплять в театре актеров. Например, в прошлом году три наших сотрудника получили служебные квартиры. Только в этом случае можно говорить о закреплении кадров на местах. Дефицит на хороших актеров всегда есть. Сейчас открыты вакансии в мастерских театра: начальник мастерских, художник-декоратор, художник-бутафор.

Как вам удается часто гастролировать за границей?
– Практика показала, что дружат только с сильными и приглашают тех, кто интересен. Если ты не выпускаешь качественного и интересного продукта, то становишься банальным. Ты интересен хорошим спектаклем, труппой, одаренными людьми. Когда есть все это, возникает неформальное общение. Например, творческая дружба с варшавским театром «Гулливер» у нас длится более восьми лет. А получилось все случайно. 

Расскажите о постановках этого года. Есть любимые?
– Любимы все спектакли. Репертуар у нас богатый: около тридцати постановок для детей и десять – для взрослых. Мы стараемся сохранить репертуар, помещая его в афишу, а также показывая на гастролях. В этом году, например, «копилка» театра пополнилась достойной работой русского драматурга Сергея Ковалева, который живет в Люблине. Он написал пьесу исторического характера «Магiчнае люстра пана Твардоўскага». Этот спектакль был поставлен главным режиссером нашего театра Олегом Жюгждой. Над ним также работали русский художник-сценограф и композитор из Польши.

То есть, можно сказать, получился уникальный международный проект?
– Получился просто очень хороший спектакль. А театр уже сам по себе вещь уникальная, штучная, неповторимая. Если отснятый фильм одинаков всегда и везде, то спектакль никогда одинаковым не бывает.

Какие, по вашему мнению, существуют отличия в подходах при постановке кукольного и драматического спектакля?
– У режиссеров драматического и кукольного театров должно быть разное мышление. Одно дело, когда работаешь в декорациях с живыми актерами. Кукольное же творчество многопланово. На сцене одновременно находятся и кукла, и актер. Все расставить, показать, разместить не так просто. Не каждый режиссер драмтеатра с этим справится. Зрелищным должен быть любой спектакль, и в драмтеатре, и в кукольном театре. Но нельзя требовать от каждого спектакля зрелищности. А мы все-таки психологический театр. В кукольном театре воспитываем зрителя для большого драматического театра.

С чего начнется новый театральный сезон?
– С последней премьеры прошлого сезона «Подлинная история Дюймовочки» по мотивам сказки Андерсена. Эта пьеса создавалась режиссером Олегом Жюгждой девять лет. Спектакль поставлен к юбилею актрисы Гродненского областного театра кукол, ведущего мастера сцены Светланы Бобровской. 19 июля зрители встретили спектакль с большим восторгом. С этих же настроений мы начнем и новый сезон.