Дворец Понемунь

В Понемуни, Станиславово и Августово монарх пребывал как частное лицо. Архитектор Джузеппе Сакко, фаворит короля, сделал все возможное, чтобы он в узком кругу ближайших друзей чувствовал себя комфортно.

От резиденции Августово остался только переделанный пруд, возможно, одно или два дерева бывшего парка и корчма XVIII века на въезде в бывшее имение (стоит между многоэтажками). Католическая каплица (ротонда) относится уже к XIX веку. Станиславово – у всех на виду. Правда, от парка и хозяйственных построек (конюшни и т.д.) мало что осталось. Но на фасадах Станиславово мы до сих пор можем увидеть монограмму последнего короля.

Место утех…
По моему мнению, самая приватная, самая интимная, самая любимая частная резиденция у Станислава Августа Понятовского была в Понемуни. Сейчас это пригород Гродно. В XII веке на этом месте, очевидно, был брод через Неман.
В XV–XVIII веках это был один из фольварков Гродненской королевской экономии, который был описан в составе Горницкой волости в 1560 году и позднее. В специальной литературе по истории Беларуси этот объект часто путают с Понемунью под Каунасом, то есть упоминается имя архитектора Олехневича. Гродненский загородный дворец для короля Станислава Августа Понятовского возводил не Олехнович, а знаменитый Джузеппе Сакко, строитель Городницы и дворцов в Станиславово и Августово. Королевский дворец в Понемуни отличался от дворцов в Августово и Станиславово довольно сильно – это была поздняя работа Сакко, вершина его творчества. При дворце был разбит регулярный парк, в здании размещалась каплица. Понемунь – наиболее «интимный» загородный дворец Станислава Августа Понятовского… пришлось подарить.
В 1792–1793 годах король перед отречением от престола раздаривал казенную собственность, городские гербы, магдебургское право городам и местечкам направо и налево. Он, приближенный к российской императрице Екатерине II, прекрасно представлял дальнейшую судьбу Речи Посполитой. Станислав Август отдал значительную часть своей недвижимости приближенным магнатам, в том числе и дворец в Понемуни.В 1828 году часть имения принадлежала по эксдивизии помещику И.М. Саросеку и надзирателю сельских запасных магазинов Я.Б. Румелю. В первой половине – начале второй половины ХІХ века Понемунь была собственностью гродненского маршалка Романа Антония Ляхницкого, от него часть имения отошла к дочке Веронике, которая была замужем за Яном Урсын-Немцевичем, маршалком Гродненской губернии. Вторая часть принадлежала Юзефе Ляхницкой. От нее Понемунь перешла Владиславу Саросеку.
В конце ХІХ века Понемунь (деревню) купила у наследников Ляхницкого княгиня Ядвига Друцкая-Любецкая. С ней дружила Элиза Ожешко, которая отпразновала в Понемуни в 1892 году 25-летие литературной деятельности. В гостях были литератор Франтишек Богушевич, композитор М.Карлович. Видимо, Ляхницкие устроили при дворце пейзажный парк, изображенный художником Иосифом Пешкой. Именно к Ляхницким в гости приезжал художник и музыкант Наполеон Орда перед отъездом за границу. 

Барельеф возле храма
Скорее всего, Урсын-Немцевичи основали костел в Понемуни, так как каплицей уже не пользовались. Этот католический храм в неоготическом стиле был построен в 70-е годы XIX в. Во время натурного обследования храма в 1993 году мною и профессором Ю. Марошком на территории храма был обнаружен барельеф с гербом короля Августа I из серого песчаника конца XVII века, который когда-то находился над въездом в Старый замок. Барельеф был передан в Гродненский историко-археологический музей, где он, возможно, до сих пор хранится во дворе.  Конкретно историей католического храма в Понемуни до сих пор никто не занимался, правда, у нас есть в архиве его фотография 1916 года.
После войны дворец использовался как жилье и корпус детдома. В 1993 году попытались реставрировать, но неудачно – не было финансирования. Если сравнить сегодняшний пейзаж с работами И. Пешки и Н. Орды, то становится абсолютно ясно, что при небольших вложениях в реставрацию, минимальных действиях Гроднеского зеленхоза (эта организация в последние годы работает отлично) можно восстановить один из главных шедевров дворцово-парковой архитектуры Гродненской области. А пока один из уникальных образцов архитектуры XVIII века разрушается, ждет рачительного хозяина и научной реставрации.