Бесприданница

Белорусская копия варшавского королевского дворца используется как подвал для картошкиПоследние годы усадьба XIX века в деревне Жемыславль Ивьевского района принадлежала убыточному колхозу. Дворец пришел в упадок, но где взять деньги на реставрацию? На Гродненщине таких примеров немало. Редкий случай – председатель хозяйства не стал ждать, когда памятник архитектуры разрушится окончательно, и продал его. Итог – уголовное дело.

Усадьба оказалась на балансе СПК «Субботники» вместе с убыточным хозяйством «Жемыславль» в декабре 2006 года. Объект состоит из нескольких зданий, в том числе дворца и двух официн. Поскольку речь идет об историко-культурных ценностях, новый владелец обязан в течение месяца заключить охранное обязательство. Но, по словам методиста по охране историко-культурного наследия отдела культуры Ивьевского райисполкома Владимира Пашкевича, председатель СПК «Субботники» долгое время с этим тянул.

Субботник в Субботниках
«Хозяйство не располагает средствами, чтобы поддерживать состояние усадьбы. Поэтому я и не хотел подписывать этот документ, ведь по нему предусмотрена административная и уголовная ответственность за разрушение памятника. А ведь передали нам уже аварийные здания. Во дворце находилась администрация прежнего владельца, кабинеты тут же пришлось закрыть», – объясняет председатель СПК «Субботники» Владимир Лихорад.
По словам заместителя председателя СПК «Субботники» Мечислава Кулеша, собственными силами убирали парк (созданный, по-видимому, французским садовником) да белили фасад во время субботников.
Почти два года назад СПК обратился в Министерство культуры с просьбой разрешить отчуждение усадьбы. «Комплекс нуждается в срочной реконструкции, а финансы хозяйства уходят на строительство агрогородка в деревне Субботники», – сообщает в письме Владимир Лихорад. В Министерстве культуры ответили, что против продажи не возражают.
Но много ли найдется желающих купить объект, в реконструкцию которого нужно вложить миллионы? Владимир Лихорад припоминает, что усадьбой интересовались представители еврейской общины. Когда увидели, в каком состоянии она находится, засомневались, потянут ли восстановительные работы.
Действительно, сегодня усадьба с видом на реку Гавья находится в плачевном состоянии. Высокие окна ее зияют дырами выбитых стекол, печи разобраны, полы прогнили. Прекрасно сохранившаяся старинная кафельная плитка покрыта голубиным пометом…
А ведь, построенная в ХIХ веке родом Умястовских, она является копией резиденции последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского на искусственном острове в Лазенковском парке Варшавы. Владимир Пашкевич предполагает, что вариант в Жемыславле спроектировал итальянский архитектор. А кирпич для строительства брали с завода в соседней деревне Доброволя, о чем свидетельствует эмблема на каждом брусочке.

Привет из Италии
И вот покупатель нашелся. Минчанин Игорь Ващелин говорит, что о разрушающемся дворце узнал от знакомого, который купил неподалеку дом. Изучив историческую литературу, решил спасти копию Лазенок от гибели, а заодно организовать агротуристический бизнес. С Владимиром Лихорадом быстро нашел общий язык.
Правда, оказалось, что регистрационных документов усадьба не имеет. Игорю Ващелину пришлось оформлять их в агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру сначала на СПК и только после сделки купли-продажи – на себя. Процесс занял пять месяцев. Но сделка состоялась.
Новый владелец, не медля, подписал охранное обязательство. По его задумке, дворец должен был превратиться в гостиницу с рестораном. Рядом он планировал создать небольшое мясное производство, чтобы снабжать жильцов свежей продукцией, а излишки продавать. Для района это было бы «подспорьем», ведь здесь нет крупных предприятий, и новых рабочих мест ждать особенно неоткуда.
По оценке Игоря Ващелина, на основные работы потребовалось бы как минимум три года. Первым делом он собирался отремонтировать крышу, чтобы остановить разрушение дворца. О суммах, необходимых для реставрации, говорить не готов. Была надежда на поддержку из-за границы, ведь в Риме до сих пор существует фонд имени Умястовских, основанный в 1944 году. (Янина-Софья и Владислав Умястовские были бездетными и с 1920-х годов занимались благотворительностью.) Организация занимается поддержкой польской науки и культуры. В 1980 году благодаря собранным при ее содействии средствам из Италии доставили мрамор для восстановления королевского замка в Варшаве. Игорь Ващелин рассчитывал на помощь в изготовлении сложного декора фасадов. Здесь итальянский опыт пришелся бы как нельзя кстати…
Однако цена, по которой продали комплекс, – 9,5 миллиона рублей – многим показалась подозрительной. Проверкой занялся Комитет государственного контроля.

В чем подозревают председателя СПК, продавшего дворец, какая судьба ждет комплекс и куда ушли вырученные деньги, читайте в следующем номере.